Этноэкологическое образование старших дошкольников посредством праздников и развлечений

Павлова Татьяна Андреевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад №79", г. Саранск, республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Павлова Т.А. Этноэкологическое образование старших дошкольников посредством праздников и развлечений // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 754805


 

Гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знанием моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию. Поэтому значение праздников, развлечений, досуговой деятельности как форм этнического образования детей трудно переоценить. Как показывают многие иссследования (М.Е. Евсевьев, Л.С. Кавтаськин, А. Самошин, А.И. Маскаев, Э.Н. Таракина и др.), этноэкологическое образование дошкольников предусматривает усвоение ими сведений о природе, отраженных в этнопедагогическом наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике.

Историко-этнографический материал дает основание полагать, что предки мордвы осознавали свою неразрывную связь с природой. Накопленный народом опыт по воспитанию бережного разумного отношения к родной земле и природе, гуманного отношения к растительному и животному миру, знания и традиции экологического характера содержатся в источниках материальной и духовной культуры, идеях и традициях народной педагогики.

Основой природы, человеческой жизни и благополучия, по представлениям мордвы, являлась земля (Масторава), отношение к которой было особо уважительным. Земле посвящалось много праздников, молянов, которые были целенаправленно связаны с земледельческим календарем, полевыми работами, живой природой. Анализ этнографической литературы показывает, что среди большей части мордовского населения соблюдение годовых календарных языческих праздников считалось священным. Календарно-обрядовые праздника мордовского народа определялись солнечным календарем, воплощали в себе цикличность природных явлений: возрождение (весенние ритуалы, связанные с подготовкой к посеву) – расцветание (ожидание урожая) – засыпание (осенне-зимние обряды) природы.

Календарно-обрядовая деятельность являлась у мордвы одним из важнейших средств приобщения подрастающего поколения к национальной культуре [1, с.36].

Наиболее важные праздники и обряды мордвы, как и других народов, были связаны с земледелием, с заботой крестьянской общины об урожае, приплоде скота и общем благосостоянии. И неслучайно дни этих празднеств совпадали с важнейшими датами сельскохозяйственного года – началом полевых работ, первым выгоном скота, началом и концом уборки урожая и другими событиями. Цикличность их начиналась со времени зимнего солнцестояния и Нового года. Затем были праздники весенние и осенние.

Обрядовая поэзия в жизни мордовского народа была, есть и будет неотъемлемой частью его духовной культуры. Она сопутствует человеку на протяжении его пути от рождения до смерти и своеобразно выражает его душу, украшает его повседневную жизнь, наполняет ее какой-то особой торжественностью. Во всех ее праздниках и развлечениях «отразились древнейшие взгляды людей на природу и желание магически воздействовать на нее, их вера в различные мифические существа (божества) ради благополучия в общественной и семейной жизни, особенно в получении ежегодного богатого урожая, приплода скота и сохранения повседневного доброго здоровья» [4, с.68].

Во время знакомства дошкольников с природой мы не только сообщаем им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждаем в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства.

Сегодня я хочу рассказать о проведении развлечения, посвященного дню птиц «Птицы – наши друзья». Была проведена большая предварительная работа. Дети совместно с родителями собирали фольклорный материал (пословицы, загадки, приметы), подбирали открытки с изображением различных видов птиц. Была организована выставка книг о птицах родного края, с детьми разучивали мордовские народные песни. Использовали метод экологического проектирования «Разведка весенних примет» (сбор фактов, подтверждающих приход весны и прилет птиц), на основе наблюдений составляли рассказы, экологические сказки, делали зарисовки. Значимость данного праздника состояла в силе эмоционального воздействия на чувства детей. Воспитательный эффект во многом усиливался благодаря использованию обычаев и традиций, способствующих развитию интереса к фольклору, к опыту бережного отношения предков к богатствам родной природы.

Особый интерес представляют праздники (озксы), которые образовались с принятием христианства: по-мокшански – роштувань ши, по-эрзянски – роштуваньчи, или каляданьчи (день коляды); од кизонь ши, од иеньчи (день Нового года); кльхчяня, щеньга (Крещение); маслань неделя, куряксчи (Масленица); оцюши, инечи (Пасха, дословно – большой день), братчины; вермаваозкс (праздник в честь матери вербы); керетьозкс (моленье сохи, плуга), скалоноозкс (моленье в день выгона коров); бораньозкс и бабань каша (празднуется в Петров день); креловозкс или лишмеозкс (моленье в честь выгона лошадей, которое празднуется в день свя. Фрола и Лавра); велень озкс (мирской осенний праздник в честь сбора урожая) и другие.

Каждый календарный праздник зимнего, весенне-летнего или осеннего сезона совершался мордвой, как и другими землевладельческими народами, прежде всего для того, чтобы «повлиять на природу, обеспечить хороший урожай, приплод скота, обеспечить достаток и благополучие семьи» [5, с.51].

В досуговой деятельности с дошкольниками очень эффективно отгадывание загадок, например, загадок об овощах и растениях, выращиваемых в Республике Мордовия (о моркови, капусте, луке и др.).

Включение в досуговую деятельность загадок и дидактических игр способствует развитию и поддержанию устойчивого и глубокого интереса к объектам родной природы. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности. Детям внушается мысль об охране природы, элементарной заботе о животных, их привлекают к доступному труду по выращиванию растений и т.д.

К празднику «День леса» с детьми разучивали мордовские народные песни о лесе, представителях растительного и животного мира родного края («У опушки леса», «Могучий дуб», «Дерево, дерево, яблонька», «Береза» и др.

Использование песен экологического содержания еще раз напоминает о необходимости доброго, разумного отношения людей к природе, стремлении сохранить ее для новых поколений.

Использование праздников и развлечений способствует формированию у детей дошкольного возраста навыков правильного поведения, формированию культуры общения и положительных качеств личности. Народные праздники помогают дошкольникам познавать окружающий мир, впитывать в себя исторический опыт народа.

 

Литература

  1. Беляева, Н.Ф. Этическая культура мордвы и традиции воспитания детей: учеб.пособие / Н.Ф. Беляева: Морд.гос. пед. ин-т., Саранск, 2003. 89с.
  2. Мордовские загадки НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Мордов. АССР / К.Т. Самородова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 286 с.
  3. Мордовское народное устно-поэтическое творчество: очерки / общая редакция Э.В. Померанцевой и К.Т. Самородова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. 432 с.
  4. Самородов, К.Т. Мордовская обрядовая поэзия / К.Т. Самородов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 168 с.
  5. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования/ Г.А. Корнишина: Морд.гос. пед. ин-т. Саранск, 2000. 150 с.