Формирование культуры речевого общения младших школьников

Берегова Ирина Леонидовна

Учитель начальных классов, МБОУ "Лицей №6", г. Иваново

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Берегова И.Л. Формирование  культуры  речевого  общения  младших школьников // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 751874


 

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность приобретает проблема развития культуры речевого общения детей младшего школьного возраста.

В последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на особенности общения младших школьников. Оптимизации общения детей данного возраста посвящены исследования Касаткиной Ю.В., Клюевой Н.В., Мунировой Л.Р., Овчаровой Р.В., Цукерман Г.А. и др.

В результате теоретического анализа выявлено, что формирование культуры общения – достаточно широкая психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где серьезное внимание уделяется практическому развитию речи школьников, формированию речевого этикета, культуры речевого общения (Введенская Л.А., Климанова Л.Ф., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Павлова Л.Г., Чанкова Е.В. и др.).

Наше исследование проводилось в 3 классе. В исследовании принимали участие 26 детей. Нами были использованы следующие методы исследования: беседа с педагогами, беседа с детьми, наблюдение, опрос.

Анализ беседы с педагогами позволил выявить основные проблемы в развитии культуры общения детей:

  1. Низкая речевая культура большинства школьников:
  • трудности в восприятии и переработке текстовой информации; отсутствие умения организовать речевое общение в определенной ситуации и незнание этикетных формул речи (в 80% речевых ситуаций, требующих использования речевого этикета, школьники обходятся без него; 50% мальчиков обращаются друг к другу по прозвищам; в поздравлении родителей, учителей, товарищей 60% учащихся используют штампы, не передающие теплоту и искренность чувств);
  • недостаточное владение лексическими, орфоэпическими и грамматическими умениями и навыками;
  1. Частые коммуникативные неудачи учащихся:
  • отсутствие знаний структуры отечественного речевого идеала и этапов универсального речевого цикла «от мысли к слову»;
  • неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства.
  1. Невысокая социализация личности ребенка: непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе; на уроках литературы учащиеся часто не понимают мотивы действия героев.
  2. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.
  3. Недостаточная мотивация познавательной деятельности.
  4. Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания на каждом уроке ситуации психологического комфорта (это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов).

Для изучения особенностей общения мы провели диагностическое исследование младших школьников.

Учащимся были предложены ситуации, которые предусматривали различные формы поведения в них. Мы не ставили целью получение количественных данных и установления процентного соотношения, задача диагностики – выявление умения общаться, поэтому, обрабатывая данные, мы констатировали наличие факта деструктивного общения, наличие затруднений и нарушение правил общения.

Другим методом изучения особенностей общения младших школьников мы выбрали наблюдение. В процессе уроков и перемен мы наблюдали за поведением детей в общении, построением речевых конструкций и содержанием межличностного общения. Мы отметили, что дети общаются, преимущественно на основе общности интересов, увлечений, не придерживаясь этических норм, таких, как обращение по имени, позиция «глаза-в-глаза», четкое изложение содержания, преобладание мимики и жестов, компенсирующих недостаток словарного запаса, эмоциональность, импульсивность, прерывание общения, если потерян интерес или нет удовлетворения потребности в информации или просьбе. В общении наблюдались затруднения, нестройность фраз, употребление слов-паразитов и ненормированной лексики.

По результатам опроса детей на тему «Мое отношение к изучению культуры речи» мы выявили, что большинство детей положительно относятся к изучению культуры речи. Но в классе есть ученики, у которых необходимо сформировать положительное отношение к данному вопросу. Больше половины детей (69,2%) хотели бы научиться культурному общению со сверстниками и взрослыми.

Культура речи и коммуникативная культура, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования. Поэтому последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность, поэтому необходимо максимально использовать ее возможности в воспитании детей.

Необходимо на уроках русского языка и литературы при изучении разнообразных аспектов школьного курса: лексики и фразеологии, морфологии и синтаксиса, интонации и пунктуации, речеведения и стилистики, используя игровые технологии, проводить работу по культуре речи.

Детям были сформулированы несколько правил, которые должны быть приняты ими в процессе общения:

  • Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя;
  • Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несёт ответственность за свой выбор;
  • Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности;
  • В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания;
  • Работа по развитию речи требует времени. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, сложная задача, требующая комплексного подхода.

Для развития навыков общения на уроках необходимо использовать разнообразные задания. Они помогают заинтересовать учащихся постижением таинств культуры речи. Такие игры оживляют занятия, вносят элементы состязательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения, превзойти других, повышают культуру общения, помогают преодолеть неуверенность в себе.

Работа по воспитанию культуры речи помогает относиться друг к другу по-доброму. Необходимо формировать навыки внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения, положительную самооценку школьников через внешнюю оценку со стороны старших.

Большое значение по воспитанию навыков культурного общения отводится внеклассной работе. Рекомендуется проводить такие мероприятия как: конкурс на лучший рассказ, дискуссии, интеллектуальные поединки, рыцарские поединки, турниры ораторов, «свободный микрофон», беседы за круглым столом.

Кроме данных мероприятий желательно разработать и апробировать специальную программу по обучению общению младших школьников, где учащиеся приобретут необходимый уровень межличностного общения, овладеют нормами коммуникативной культуры. Данный цикл занятий сориентирует на воспитание чувства такта, соблюдения этических норм, расширит словарный запас школьников.

Таким образом, основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Следовательно, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения и правила и приемы эффективного общения.