Конспект занятия в старшей группе "Воздух - невидимка"

Цыганова Елена Анатольевна

Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 79 комбинированного вида", г. Саранск, республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цыганова Е.А. Конспект занятия в старшей группе "Воздух - невидимка" // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 754800


 

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

  1. Обучающие – обобщить ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  2. Развивающие – развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы;
  3. Воспитательные – воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

Раздаточный материал полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, мыльные пузыри, надувные игрушки, воздушные шары, , тазик с водой, стеклянные шарики

Демонстрационный материал: схемы со свойствами воздуха, весы (самодельные)

Предварительная работа:

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

 

Ход занятия

– Ребята, я сегодня шла в детский сад и мне очень захотелось стать ученым. А вы знаете, кто такие ученые?

Дети отвечают.

– Правильно, ученые – это люди, которые что-то изобретают, что-то изучают, экспериментируют.

– А вы хотите сделать открытие? Хотите стать юными учеными?

Дети отвечают.

– И я очень хочу стать ученым. Предлагаю вам превратиться в ученых.

В мир волшебный и цветной

Вы отправитесь со мной.

Только ручкой я взмахну

Всех в ученых превращу.

– Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня, предлагаю вам отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем!(воздух)

– Ребята, а что же такое воздух?

– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

– В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе, а чем я ее украсила?

Дети отвечают.

– Ребята, скажите, а почему один шарик такой вялый, грустный?

Дети отвечают.

– Молодцы, какие большие шары вы надули. А как из таких маленьких шариков получились такие большие шары?

Дети отвечают.

Правильно, внутри шара воздух. А откуда он взялся?

– Молодцы, ребята! Мы сделали с вами первое открытие: Внутри нас есть воздух. Найдите схему этого открытия на доске.

– Внутри нас есть воздух, а вокруг нас есть воздух?

Дети отвечают.

– Ребята, а мы можем поймать воздух?

Дети отвечают.

– А как же нам его поймать?

Пройдем к следующему столу.

– А для этого возьмем полиэтиленовый пакет, откроем его и наполним воздухом, проведем в сторону и закрутим его. Что в пакете? Пакет становится выпуклым. Почему?

Дети отвечают.

– На что похожи наши пакеты?

Дети отвечают.

– Посмотрите, воздух имеет цвет? Мы видим воздух?

Дети отвечают.

– Давайте понюхаем, воздух имеет запах?

Дети отвечают.

– Итак, мы сделали второе открытие: воздух не имеет цвета, не имеет запаха, он невидим. Найдите схему на доске.

– Чтобы мои ученые немного отдохнули, давайте поиграем в малоподвижную игру «Кому нужен воздух?»

– Пройдем к следующему столу. Посмотрите, какие весы, что на весах?

Дети отвечают.

– Шарики перевешивают друг друга или они уравновешены. Давайте попробуем один шарик проткнуть, что у нас получится?

– Посмотрим на весы, что произошло?

– Правильно, где висит шарик, с той стороны перевесили весы.

Если лопнем и второй шар, весы уравновешиваются. Мы сделали третье открытие: Воздух имеет вес. Найдите схему на доске, которая соответствует нашему открытию.

– Предлагаю пройти к следующему столу. Что лежит на столе?

Дети отвечают.

– Возьмите в руки стеклянные шарики и опустите в воду. Что с ними произошло?

Дети отвечают.

– Теперь попробуем опустить в воду воздушные шары? Почему они не тонут? Правильно, потому что внутри них есть воздух, а воздух имеет вес. А раз он имеет вес, он должен утонуть. Почему же так получается?

– Воздух по сравнению с водой легче или тяжелее?

Дети отвечают.

– Правильно, воздух легче воды, поэтому не дает утонуть шарику.

– Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)

– Итак, мы сделали четвертое открытие: Воздух легче воды. Найдите схему на доске.

– Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

– Какой опыт вам понравился больше всего?

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

С миром красочным, волшебным

Нам пора прощаться.

С лаборатории в детсад

Пора нам возвращаться.

– Возьмите в руки воздушные шары, давайте споем с вами песню «Не уроните шарик».