Работа с родителями обучающихся в коррекционной школе в условиях ФГОС

Калинина Ольга Васильевна

Воспитатель, МБОУ "Школа-интернат №4 для обучающихся с ОВЗ", г. Пермь

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Калинина О.В. Работа с родителями обучающихся в коррекционной школе в условиях ФГОС // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 750600


 

«Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична». Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи.

Переход к ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ происходит в условиях активного развития современного общества и во многом определен уровнем тех требований, которые предъявляет общество к системе образования. Обязательным направлением работы школы по реализации образовательной программы является работа не только с обучающимися, но их родителями.

Родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений (ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 и 64 Семейного кодекса РФ). Вместе с тем, необходимо учитывать тот факт, что родители вместе с учащимися, учителями и всеми остальными работниками учреждения являются участниками образовательного процесса. Это налагает на родителей определенные права и обязанности, в том числе по соблюдению Устава образовательного учреждения и установление корректных, рабочих, целесообразных для развития и обучения ребенка отношений внутри системы «школа-ученик-родители». Изучение и анализ причин родительской пассивности в сотрудничестве с педагогами выявил, что часто родители, несмотря на уже школьный возраст ребенка и многолетний жизненный опыт его воспитания, находятся в состоянии депрессии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка и недоверия специалистам, потому что не видят существенных изменений в его состоянии. Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов. Отдельной проблемой в этот период является консультирование родителей педагогами. В содержание консультативной беседы входят следующие моменты:

  1. Осведомление о задачах, которые родители ставят перед обучением ребенка («Что родители ждут от образования своего ребенка?»);
  2. Ознакомление родителей с лицензией, свидетельством об аккредитации и уставом образовательной организации, учебным планом с указанием на ту специфику образовательного учреждения, изложенную в этих документах, которая согласуется или противоречит желаниям родителей относительно процесса и результата образования ребенка;
  3. Экскурсия по территории школы и пришкольного участка с демонстрацией тех сложностей, которые могут возникнуть у ребенка при ориентировке и передвижении, а также тех положительных особенностей среды, которые созданы в учреждении;
  4. Знакомство с педагогами, в классе которого планируется обучение ребенка; с помещением, где будет проходить обучение; с режимом работы; объемом ежедневной нагрузки; задачами родителей по обеспечению ребенку комфортных условий обучения; другими проблемами, которые могут возникнуть в обучении ребенка;
  5. Знакомство с учебниками, по которым планируется обучение в классе с указанием тех умений, которыми ребенок должен владеть к началу школьного обучения в данном образовательном учреждении, по данной основной образовательной программе и в конкретных образовательных условиях;
  6. Развернутые ответы на вопросы родителей с позиции обеспечения ребенку наиболее комфортных условий для эффективного обучения.

Кроме того родители выбирают части учебных предметов и характер внеурочной деятельность.

При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность сторон и предусматривается, в частности, обязательство родителей выполнять рекомендации специалистов по воспитанию и обучению ребенка в условиях дома. Договор фиксирует обязательства основных участников образовательного процесса, вместе с тем, в практике взаимодействия образовательной организации с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, часто возникают трудности выполнения достигнутых договоренностей со стороны родителей. Родители пишут заявление о приеме обучающегося в учебное заведение, согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и заверяют личной подписью.

В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств.

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи.

Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.

У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.

Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.

При организации работы с семьями воспитанников коррекционной школы-интерната нужно обязательно учитывать:

  • психофизические особенности учащихся;
  • их положение в семье;
  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи;
  • удаленность места жительства семей от школы.

В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями воспитанников является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.

В процессе обследования получены следующие данные:

  1. Общие сведения о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищные и материально-бытовые условия);
  2. Культурный уровень, образование родителей и других членов семьи, их интересы;
  3. Положение ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейные отношения);
  4. Отношение семьи к коррекционной школе (считают ли родители пребывание своего ребенка в этой школе целесообразным; известны ли им задачи школы; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание; как организуется досуг; как представляют родители будущее ребенка; какова связь семьи с педагогами школы);
  5. Наличие внесемейного влияния на ребенка (соседей, одноклассников, референтной группы).

На каждую семью заполняется анкета, содержащая указанные пункты.

Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми с проблемами в развитии осуществляется корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:

  • с особенностями их психического развития;
  • с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером его дефекта;
  • со специальными задачами коррекционной школы;
  • с методами и содержанием воспитательной работы в коррекционной школе.

На отношение родителей к ребенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют индивидуальные беседы с родителями. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе педагога.

При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями:

  1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;
  2. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
  3. Время консультации или беседы должно быть четко оговорено;
  4. Родители не должны ждать под дверью своей участи;
  5. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;
  6. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;
  7. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
  8. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.

В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.

 

В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.

 

Литература:

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986.
  2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. М.: Школа-ПРЕСС, 1994.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: Вако, 2006.
  4. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1984.