Программа по развитию психомоторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Еремеева Инна Владимировна

Учитель-дефектолог ГБОУ школа-интернат г. Отрадный

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Еремеева И.В. Программа по развитию психомоторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 747041


 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Психомоторика» на основании нормативно-правовых документов:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).

2) Письмо министерства образования и науки РФ «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.

3) Письмо министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

4) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.

5) Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанные ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014г.). Письмо министерства образования и науки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 № ВК-452/07.

6) Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 гг.»

 

Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Цель данного коррекционного курса: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Исходя из основной цели, задачами курса являются:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 

Общая характеристика коррекционного курса

Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности, Для полноценного сенсорного развития необходимо осуществление целенаправленного сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам других предметов, т.е. обучающийся должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически - сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины цветового спектра предусматривает данная программа.

Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.

Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают детей к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию полученных результатов. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

 

Место коррекционного курса в учебном плане

Данный коррекционный курс является частью, формируемой участниками образовательных отношений, коррекционно–развивающей области. В соответствии с учебным планом на коррекционный курс «Психомоторика» 34 часа в год (один час в неделю). Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их возможностей.

 

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Учитель проводит качественную оценку личностных и предметных результатов освоения коррекционного курса обучающимися.

К личностным результатам освоения коррекционного курса относятся:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции с порой на образец, пооперационные действия;
  • развитие эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в практической творческой деятельности;
  • наличие мотивации к творческой деятельности и бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование адекватных представлений о собственных возможностях.

 

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный:

 

Минимальный уровень:

  • целенаправленно выполнять действия по расчлененной инструкции педагога, по заданному плану действий;
  • выполнять точные движения по раскраске двумя руками;
  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
  • составлять простые (3-4 предмета) сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • определить последовательность знакомых событий;
  • давать частичное описание объектов и явлений;
  • узнавать знакомые предметы по заданным признакам.

 

Достаточный уровень:

  • целенаправленно выполнять действия по расчлененной инструкции педагога, составлять план действий;
  • выполнять точные движения по штриховке и раскраске двумя руками;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
  • знать основные и промежуточные цвета, смешивать цвета, называть их;
  • сравнивать предметы по нескольким свойствам и признакам;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • узнавать предметы по заданным признакам.

 

Базовые учебные действия коррекционного курса

Регулятивные базовые учебные действия:

  • с помощью учителя составлять план выполнения задачи и последовательность действий, работать по простейшему плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
  • выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
  • соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности;
  • корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

Познавательные базовые учебные действия:

  • анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

 

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
  • осуществлять примитивный взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс);
  • доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением в ситуациях взаимодействия с окружающими.

 

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением занятий коррекционного курса;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в обществе;
  • развитие навыков учебного поведения.

 

Содержание коррекционного курса

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

В программу введена методика М.И. Чистяковой «Психогимнастика», направленная на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

 

Содержание работы

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 8. Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел 9. Восприятие времени.

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Освоение коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Демонстрационные и печатные пособия:

  • серии сюжетных картинок «Осень», «Школа», «Сад» и другие;
  • сюжетные картинки к сказкам;
  • наборы родо-видовых предметных картинок;
  • Таблицы «Животные», «Время» и другие.

 

Технические средства обучения:

  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • принтер;
  • магнитофон.

Коррекционно-развивающие игры и пособия:

  • шнуровки мягкие, деревянные, картонные;
  • массажные мячи;
  • пазлы;
  • логические лото;
  • деревянные рамки-вкладыши;
  • геометрические тела;
  • конструктор пластмассовый;
  • мозаика (в разных вариантах);
  • магнитные доски с фигурками;
  • муляжи овощей, фруктов, ягод;
  • фигурки животных;
  • игра «Цвет и форма»;
  • игра «Тени»;
  • модель «Время года;
  • модель часов;
  • таблица «Погодные явления»;
  • таблица «Календарь природы»;
  • нитки разной толщины;
  • бусы (с бусинами разного диаметра).

Спортивный инвентарь:

  • дартсы:
  • обручи;
  • скакалки;
  • мячи резиновые.

Детские музыкальные инструменты и звучащие игрушки:

  • бубны;
  • губная гармошка;
  • дудочка;
  • металлофон;
  • свистки;
  • погремушки.

 

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы

Диагностический материал:

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка (Семаго М.М., Семаго Н.Я.);

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования (Забрамная С.Д., Боровик О.В.);

Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий/ под ред. С.А. Беличковой. М., 1999г.

 

Коррекционно-развивающие пособия:

Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. / Никишина В.Б.- М.: Гуманитар. Владос, 2004г.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. Ярославль, 2004г.

Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: игровые задания. /Ольшанская Е.В. – М.: Издательство «1 сентября», 2004г.

Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М., 2002г.

Узорова О.В. Нефедова Е.А. 300 узоров, Балашиха, 2003г.

Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М., 2000г.