Путешествие в страну Красивой речи

Цомаева Фатима Владимировна

Воспитатель ФМБДОУ СОШ п. Мизур ООШ детский сад п. Бурон, п. Мизур, Алагирский район, РСО-АЛАНИЯ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цомаева Ф.В. Путешествие в страну Красивой речи // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 742099


 

Вид организационно-образовательной деятельности: интегрированное

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма деятельности: Образовательная деятельность

Виды деятельности: Двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической.

Программные задачи:

Образовательные: Формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов, упражнять в согласовании прилагательных с существительными, обогащать словарный запас, активизировать словарь.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь другим развивать активность, инициативность, воображение.

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение, развивать зрительную память, словарь, речевой слух, развивать наблюдательность, активность, внимание..

Методы и приемы:

Словесные: чтение письма, лексико-грамматические упражнения, загадывание загадок, беседа, логические вопросы.

Наглядные: просмотр презентаций, картинки.

Практические: дидактические игры «Что лишнее», «Назови ласково», «Назови одним слово», «Наоборот», «Назови признаки» «Разделение слов на слоги»

Словарная работа: лучистое

Демонстрационный материал: солнце с лучами, ворота, замок, письмо.

Раздаточный материал: бумага, цветные карандаши.

Оборудование: магнитная доска, проектор, мяч.

Техническое оснащение: ноутбук

Предварительная работа педагога с детьми: заучивание стихотворений, повторение пальчиковой гимнастики, физкультминутки, животных, мебели, посуды, профессий, транспорт. Знакомство со словом фантазия.

Индивидуальная работа: Проговаривание отдельных звуков, чистоговорок, скороговорок.

Предшествующая работа педагога: Составление конспекта, подбор музыки, подбор загадок, физкультминуток, подбор материала для заданий,

Структура занятия:

1) Вводная часть

Релаксация (слушание музыки, дети сидят)

Повторение правила

Релаксация (слушание музыки, дети сидят)

2) Основная часть

Пальчиковая гимнастика «Замок» (стоят по кругу)

Сюрпризный момент, загадывание загадки

Игра «Назови ласково»

Игра «Назови одним словом» (стоят по кругу)

Игра «Что лишнее» (стоят по кругу)

Игра «Наоборот» (на стульчиках)

Игра «Назови признаки» (на стульчиках)

Игра «Дополни предложение»

Физкультминутка

Рисование дорожек (сидят на стульчиках)

Чтение отрывка из сказки (дети угадывают)

3) Заключительная часть. Рефлексия

Релаксация (слушание музыки, дети стоят)

Подведение итога

 

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать -как? А для этого нам надо отправиться в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие я предлагаю вам, отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

- А что такое фантазия? это наши мечты, когда мы, о чем–то мечтаем, что-то выдумываем, то, чего нет на самом деле.

Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

- Итак, друзья отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Воспитатель: Закройте пожалуйста глаза. Давайте мы с вами пофантазируем Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь голубые облака. Сверху видим мы красивые леса, широкие поля, высокие горы, слышим пение птиц, журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

- Вот мы и прибыли. Ребята, пожалуйста, открывайте глазки, вот мы и прилетели. Посмотрите, ребята, что это?

Дети: Сундук с воротами.

Воспитатель: Правильно это сундук, а на воротах – замок, но не обычный, а волшебный Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

- Волшебный Замок, мы открыли, молодцы!

Воспитатель: Вот сундучок открыли. Ой, ребята, а здесь письмо! Ребята, вы позволите, чтоб я вам прочитала вам это письмо?

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что есть у нас: и дорожки, и речки, и поля, и леса, и дома, и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну! Что же нам делать ребята? Как нам быть?

- Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

А для это нам надо отгадайте загадку:

Воспитатель: Правильно, это солнце. Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

- Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Найдите их. Дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю.

Воспитатель: Чтобы расколдовать солнышко нам надо найти лучики и выполнить задания. работа с картой-схемой (условия озвучить). Молодцы ребята, вы умницы

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках, и выполнив задания, прикрепляют лучики к солнышку дети.

Но прежде чем мы начнем давайте мы с вами расскажем нашу чистоговорку «КУКУШОНОК»

Кукушка кукушонке, купила капюшон

Одел кукушонок капюшон, как кукушонок хорош в капюшоне. 

1. Задание. «Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку, называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Заяц, обезьяна, медведь, бегемот, собака, жук, комар, кот, слон и т. д.

Воспитатель: Ребята вот вы и расколдовали все реки в сказочной стране.

2. Задание «Назови одним словом»

- диван, стул, шифоньер, стол, комод - мебель.

- бабочка, кузнечик, гусеница, жук - насекомые.

- строитель, повар, учитель, врач - профессии.

- рубашка, плащ, куртка, платье - одежда.

- самосвал, трактор, автобус, грузовик, автомобиль - транспорт.

Воспитатель: Ребята, а теперь вы и расколдовали все поля в сказочной стране.

3. Задание. «Что лишнее?»

- Тарелка, чашка, медведь, кастрюля.

- Яблоко, лимон, груша, редька, персик.

- Кузнечик, тигр, жук, гусеница, бабочка.

- Чайник, мячик, стир. машина, пылесос, утюг

- Капуста, персик, морковь, помидор.

- Ежик, белка, кузнечик, обязана, лев.

- Молоток, отвёртка, мячик, дрель.

Воспитатель: Ребята, а теперь вы и расколдовали лес в сказочной стране.

4. Задание. «Наоборот»

Примерные слова. Большой (маленький), чистый (грязный), громко (тихо), весёлый (грустный), высокий (низкий), открыть(закрыть) , длинный (короткий) , легкий (тяжёлый), сильный (слабый), холодный (горячий), много(мало).

Воспитатель: Ребята, а теперь вы и расколдовали дома в сказочной стране.

5. Задание.   «Назови признаки»

Воспитатель: В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

Воспитатель: Стол из дерева - деревянный стол

Воспитатель: Мяч из резины - резиновый мяч

Воспитатель: Дом из кирпича - кирпичный дом

Воспитатель: кубик из пластмассы, то пластмассовый кубик

Воспитатель: сумка из кожи - кожаная сумка

Воспитатель: ваза из стекла - стеклянная ваза

Воспитатель: носки из шерсти - шерстяные носки

Воспитатель: Ребята, а теперь вы и расколдовали дороги в сказочной стране.

6. Задание: Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию, он называет предмет, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове (индивидуальная работа). 

Физминутка (по желанию детей)

Воспитатель: Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?

Дети: яркое, красивое, ласковое, жёлтое, лучистое, светлое, горячее.

Воспитатель: Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам

Молодцы, ребята, вы расколдовали все в сказочной стране, а вот в дома- то зайти жители этой сказочной страны не могут! Злые волшебники еще перепутали все дорожки и теперь жители сказочной страны не могут разобраться по которой дорожке им идти поможем им ребята проложить, нарисовать.

Дети садятся за столы и рисуют дорожки:

\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

/\/\/\/\/\ /\/\/\/\/\ /\/\

Воспитатель: Молодцы ребята! Жители этой необыкновенной волшебной страны говорят вам: «Огромное спасибо!» При следующей нашей встречи я покажу, научу как из этих дорожек (палочек) делать замок.

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь голубые облака. Сверху видим мы красивые леса, широкие поля, слышим пение птиц, журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель: Вот и прибыли мы в наш родной детский сад.

Ребятки, вам понравилось наше путешествие?

А что вы делали в путешествии?

Что сделали злые волшебники?

А это плохо или хорошо?

Ребята, а вы откликнулись на помощь? Как?

Что было особенно трудно? (ответы детей)

Как вы думаете нужно ли друг-другу , помогать? Почему?

Что вам больше всего понравилось?

А куда вы бы хотели еще отправиться  

Воспитатель: На этом наше путешествие закончено. Я для вас приготовила смайлики грустные и веселые, если вам понравилось наше путешествие возьмите веселый, а если нет то грустный. Молодцы, ребята!   Спасибо всем.

 

Самоанализ организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности по Речевому развитию «Путешествие в страну Красивой речи».

Вашему вниманию было предложено образовательная деятельность по «Речевому развитию» у детей старшей - подготовительной группы.

При планировании данной непосредственно образовательной деятельности я поставила перед собой следующие цели: развитие всех компонентов устной речи детей, грамматического строя речи, связной речи – диалогической.

Обучающие:

Систематизировать знания детей по лексическим темам ( Дикие животные, мебель, профессии, одежда, фрукты ,овощи, транспорт)

Обогащение словаря детей (прилагательные, существительные, антонимы)

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь другим развивать активность, инициативность, воображение.

Развивающие:

Развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение, развивать зрительную память, словарь, речевой слух, развивать наблюдательность, активность, внимание..

Развивать лексико-грамматические критерии на упражнениях («Назови ласково», «Один-много», «Назови одним словом», «Что лишнее», «Скажи наоборот», «Назови свойства»)

Данное занятие было составлено по пройденным лексическим темам: (Дикие животные, мебель, профессии, одежда, фрукты, овощи, транспорт)

Поставленные мной цели были достигнуты.

В ходе занятия была использована интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Длительность занятия составила 30 минут, что соответствовало требованиям САНПИНа и возрастным особенностям детей.

Для развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей на занятии была использована «Ехал грека через реку…». Для развития общей моторики была проведена физ. минутка «по желанию детей».

На занятии мне удалось заинтересовать детей, организовать их деятельность на протяжении всего занятия.

Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала целевым ориентирам ФГОС ДО. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей. На протяжении всего занятия использовалась следующая помощь: привлечение внимания, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих). На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.

Использовала приёмы: игровые, поощрение, велась индивидуальная работа.

К подведению итога я привлекла детей, попросила ответить на вопросы:

- Ребята, понравилось вам занятие? Ребятки, вам понравилось наше путешествие?

А что вы делали в путешествии?

Что сделали злые волшебники?

А это плохо или хорошо?

Ребята, а вы откликнулись на помощь? Как?

Что было особенно трудно? (ответы детей)

Как вы думаете нужно ли друг другу , помогать? Почему?

Что вам больше всего понравилось?

А куда вы бы хотели еще отправиться?