Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Ризяпова Ильсеяр Илькамовна
Самигуллина Эльмира Темирзановна

Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад №12 "Алтынчэч", г. Бавлы, Бавлинский район, Республика Татарстан
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №12 "Алтынчэч", г. Бавлы, Бавлинский район, Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ризяпова И.И., Самигуллина Э.Т. Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 745116


 

Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэтому нашим детям приходится не только наблюдать это движение, но и быть пешеходами на этом опасном участке дороги. Как же помочь им, нашим озорным, неосторожным, стремительным, не знающим страха детям стать дисциплинированными, культурными и внимательными пешеходами? 

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяем обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Основная задача: организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. В целом работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и правилам дорожного движения проводится в комплексе:

  • с педагогами;
  • с детьми;
  • с родителями
  • с социумом.

В своей работе мы руководствуемся основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №12 «Алтынчэч» Бавлинского муниципального района, парциальной образовательной программой Стеркиной Р.Б, Князевой О.Л, Авдеевой Н.Н «Основы безопасности детей дошкольного возраста», региональной программой «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасности на дорогах» Р.Ш. Ахмадиевой, Е.Е.Ворониной, Р.Н.Минниханова. Также используем в работе методические рекомендации для работы с родителями под редакцией Р.Ш.Ахмадиевой, методику проведения мониторинга уровня сформированности готовности детей дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. 

Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считаем создание соответствующей предметно-развивающей среды. В дошкольном учреждении имеется автокласс, оборудованный всем необходимым материалом для проведения игр и занятий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Для закрепления и расширения знаний, умений и навыков детей на территории детского сада оборудована площадка со специальной разметкой. Весной-летом на ней постоянно проводим развлечения, досуги, интегрированные занятия. В методическом кабинете накоплен богатый демонстрационный и раздаточный материалы, методические пособия и разработки. 

В группах имеется необходимая литература, оформлены центры «Дорожная азбука», которые имеют дидактические и развивающие игры, иллюстрации, схемы, пособия к сюжетно-ролевым играм, а также макеты дорог с перекрестками, атрибуты к которым выполнены совместно с детьми. Особое внимание в обучении детей правилам дорожного движения занимают интегрированные занятия, где изучение и закрепление данной темы происходит через различные виды практической деятельности. С большим желанием дети отражают полученные знания в изобразительной и театральной деятельности. Такие занятия проводятся системно, согласно перспективному плану. Полученные знания ребенок с удовольствием применяет в самостоятельной деятельности и в сюжетных играх. 

Такие игры, как «Найди безопасный путь», «Автошкола», «Ловкий пешеход», «Большая прогулка», «Дорожный экзамен» наполняют детство яркими, эмоциональными впечатлениями, след от которых остается навсегда. 

Мы в постоянном поиске новых форм и методов работы: наблюдаем, ставим опыты, выдвигаем гипотезы, делаем первые открытия, занимаемся исследовательской деятельностью: определяем состояние дороги (мокрая, сухая, чистая, грязная); количество проезжающих автомобилей в разное время дня; состояние дороги на разных улицах; сравниваем интенсивность движения на разных улицах; сравниваем количество пешеходов проходящих по пешеходному переходу в разное время дня. Мы не просто вкладываем в детей знания, мы учим их добывать эти знания, учим – учиться.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютер. Поэтому мы разработали интерактивные и компьютерные игры по ПДД, которые позволяют в интересной, увлекательной форме изучать и закреплять знания детей.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком» поэтому главная задача – доступно, легко объяснить правила ребенку, а при выборе форм донести смысл. Особой любовью пользуются у детей занятия с использованием опорных сигналов, мнемотаблиц, кругов Луллия, лепбуков, ковробуков, маркеров игрового пространства. Они увлекают детей, превращают занятия в игру, помогают «серьезный» материал усвоить легко.

Мы уверены, что чем больше у ребенка полезных навыков, чем больше полезных привычек, тем легче ему будут даваться любые знания. Соблюдение правил безопасной жизни и понимание ценности своего здоровья должно стать осознанной необходимостью. 

В первую очередь дети учатся у своих родителей, подражают им, копируют их. Поэтому родители сами должны хорошо знать правила дорожного движения, соблюдать их, показывать детям примеры поведения на улице, которые остаются навсегда в памяти маленького ребенка. Взаимодействие с родителями проходит в различных видах нерегламентированной деятельности: викторины, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги, коучинги, педагогические пробеги, брейн-ринги, волонтерское движение, мастер-классы, совместные познавательные экскурсии, акции, театрализованная деятельность, конкурсное движение. В конкурсах рисунков и поделок, таких как «Я знаю правила дорожного движения», «Мой любимый город», «Безопасные каникулы, или «правильный» Новый год» родители участвуют очень активно. Ежегодно родители вместе с детьми выполняют домашнее задание «Мой безопасный путь в детский сад», участвуют в совместных проектах, выступлениях агитбригад, развлечениях. Стало традицией ежегодно проводить такие акции как «Письмо водителю», «Безопасный переход», «Ребенок – главный пассажир!», «Фликер – это наша безопасность!», «Засветись в темноте!» с участием родителей и сотрудников ГИБДД, которые являются неотъемлемой частью актуализации знаний ребят, полученных на занятиях. Все это дает возможность в интересной форме донести до родителей важность изучения ПДД.

В нашем ДОУ уже много лет издается педагого-родительская газета «Крепыш». Отличительная особенность нашей газеты в том, что в ней речь идет о наших воспитанниках, об их достижениях и успехах, их жизни в детском саду и о жизни всего детского сада. В помощь родителям по обучению детей правилам дорожного движения открыта страничка «Зеленый огонек», где размещены консультации, памятки, игры, ребусы и кроссворды. 

В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект «Безопасная дорога домой» (взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей, через ознакомление с правилами дорожного движения у детей дошкольного возраста). В ходе его реализации выяснилось, что интеграция различных видов деятельности при обучении детей ПДД более результативно – воспитанники не только лучше и быстрее воспринимают полученную информацию, но и применяют на практике. Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают новые знания и умения. 

На протяжении многих лет наш детский сад сотрудничает со специалистами отделения профилактики Государственного бюджетного учреждения «Безопасность дорожного движения», сотрудниками ГИБДД. При их содействии оборудована на территории детского сада специальная площадка для обучения детей правилам дорожного движения со стационарными дорожными знаками и действующим светофором, приобретены наглядные пособия, настольные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, оборудован автокласс, а также была выработана система совместной работы. 

Отрадно видеть, что работу по данному направлению с нашими детьми продолжают вести и в школе. Поддерживаем связь со школой, обсуждаем план мероприятий по обучению ПДД. Со школьниками - бывшими выпускниками, сообща создали макет микрорайона для обучения будущих первоклассников правилам дорожного движения, изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм и дорожные знаки. 

Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты. За годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения нашими воспитанниками. И так день за днем, мы вместе идем по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а мы беспрестанно учимся у них преданности, искренности, открытости, любви…

 

Литература:

  1. Стеркина Р.Б, Князева О.Л, Авдеева Н.Н Основы безопасности детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 144 с. 
  2. Ахмадиева Р.Ш., Габдурахманова Л.Р., Минниханов Р.Н. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах. Казань: Фолиант, 2017. 247с.
  3. Ахмадиева Р.Ш., Белугин М.Г., Валиев М.Х, Воронина Е.Е. Обучение детей безопасному поведению на дорогах. Казань, 2014. 111с.
  4. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. 48 с.