Использование занимательного материала в развитие элементарных математических представлений о форме у дошкольников

Фазлыева Гульсум Марселевна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад №2 "Рябинка", г. Бавлы, Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фазлыева Г.М. Использование занимательного материала в развитие элементарных математических представлений о форме у дошкольников // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 744286


 

Актуальность проблемы. Современное общество ставит высокие требования перед образовательными учреждениями. Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, мобильные личности, которые способны пристраиваться к внешним социальным изменениям. 

Развитие математических способностей является важным процессом в дошкольном возрасте, встает задача в правильном выборе средств развития. В современной педагогике считается, что формирование и развитие математических представлений является одним из мощных средств интеллектуального развития подрастающего поколения. Задача дошкольного образования заключается в том, чтобы создать условия для формирования первичных представлений у детей. 

Проанализировав исследования в данной области, можно сделать следующий вывод: самый эффективный метод развития математических представлений у дошкольников – это дидактические игры. Их эффективность объясняется тем, что дети заинтересованы игрой, поэтому занятия по математике с игровыми элементами заинтересует детей

В процессе формирование математических представлений развивается любознательность, логическое мышление. Так же в соответствии с ФГОС большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка. 

Анализ предшествующих исследований и публикаций. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.Н. Кабанова-Меллера, Н.А. Менчинской, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др.

Цель исследования было направлено на то, что выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования занимательного материала в развитие элементарных математических представлений о форме у дошкольников

Основное содержание. Экспериментальное исследование было направлено на выявление эффективности использования занимательного материала в развитии элементарных математических представлений о форме у дошкольников. 

Исследование проходило на базе дошкольного учреждения. В исследовании приняли участие 50 детей, в возрасте 5-6 лет. В исследовании участвовали дети двух старших групп, 25 детей контрольной группы, 25 детей экспериментальной группы.

Для исследования применены следующие методики:

  1. Методика «Раздели на группы» (В.Д. Шадриков);
  2. Диагностика количественного представления и представления о форме (А.В. Белошистая).

Результаты констатирующего этапа свидетельствуют, что в обеих группах были получены низкие результаты. Большинство детей знают только основные фигуры (круг, треугольник), плохо ориентируются в фигурах. У детей слабо развиты такие способности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация. 

Для повышения развития элементарных математических представлений о форме детей старшего дошкольного возраста, были проведены занятия с элементами занимательного материала по математике в рамках дошкольного учреждения.  Работа была направлена на   формирование знаний и навыков, необходимые для развития математических представлений о форме детей старшего дошкольного возраста. Работала состояла из игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей. Игры и задания включают математические задания. Занятия строились с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

После проведения занятий по математике, был проведен диагностический срез. На контрольном этапе исследования были подведены итоги экспериментального исследования.

Результаты, контрольного этапа исследования, свидетельствуют о качественных изменениях показателей развития математических представлений в экспериментальной группе. Конечно, нельзя говорить о колоссальных изменениях уровня интеллектуального развития детей, т.к. на это было мало отведено время. Однако, на основе полученных результатов, можно говорить об эффективности использования занимательного материала в развитие элементарных математических представлений о форме у дошкольников. Поэтому, в этом случае необходима системность, всегда поддерживать положительное отношение детей к учебному процессу.

Выводы. На основе проведенного исследования можно заключить, что экспериментальное исследование доказала эффективность применения занимательного материала в развитие элементарных математических представлений о форме у дошкольников

 

Литература:

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М., 2013. 400 с.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. М., 2006. 541 с.
  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Кн.Дом Ун-т, 2010. 329 с.
  4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2012. 289 с.
  5. Корнеева Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. М.: Просвещение, 2009. 236 с.
  6. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 2014. 256 с.
  7. Пласкина Л.И. Математика в детском саду: Мет. пособие для детей. М., 2014. 368 с.