Обогащение словарного запаса младших школьников с НОДА и УО: консультация для родителей

Смагина Ольга Николаевна
Евсеева Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат № 113, г. Самара
Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат № 113, г. Самара

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Смагина О.Н., Евсеева Т.И. Обогащение словарного запаса младших школьников с НОДА и УО: консультация для родителей // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 744190


 

У обучающихся с НОДА и УО нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и лексика (словарный запас), и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Речевая недостаточность у детей может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до развёрнутой с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения.

Система коррекционной работы построена на основе лексических тем с учетом возраста и уровня развития каждого обучающегося. С помощью дидактических игр и упражнений устраняются трудности в формировании лексико – грамматических представлений, дифференциации родовых понятий, освоения грамматического строя речи, увеличения активного словаря, расширения пассивного.

В чём заключается работа по обогащению словарного запаса младшего школьника с нарушениями опорно – двигательного аппарата и нарушением интеллекта?  Словарный запас человека характеризуется как с количественной, та и с качественной стороны. Здоровый ребёнок к 7 годам имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов.  К концу 4 класса – 12000 слов. Ученику с ОВЗ таких показателей достичь невозможно.

Одно из типичных нарушений при умственно отсталости – это расстройство речи. У многих бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончания, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Речевая система формируется с задержкой. Словарь накапливается медленно. Есть несколько основных путей по обогащению словарного запаса обучающихся с НОДА и УО (в количественном и качественном отношениях). 

  • Количественное обогащение – это, прежде всего узнавание новых слов (названия предметов, явлений, функций предметов, их качеств…).
  • Ознакомление с различными значениями одного и того же слова (кран подъёмный и кран в раковине; песчаная коса и коса у девочки…).
  • Качественное совершенствование: уточнение семантики известных слов, замена в словарном запасе нелитературных слов эквивалентными им литературными словами.
  • Раскрытие сочетаемости слов (на основе ассоциаций). Необходимость этой работы продиктовано тем, что слова, заимствованные из книг, из разговоров окружающих, нередко опережают мышление ребёнка, они часто не соответствует степени его понимания. Это приводит к речевым ошибкам.
  • Использование обучающимися новых слов в собственном высказывании, при построении предложений (активный словарь). Если ученик осознаёт значение слова, умеет правильно его сочетать его с другими словами и уместно употреблять в своей речи, значит, данное слово входит в его активный словарь. 
  • Использование этимологии: основной приём словарной работы, рассчитанный на осознанное понимание значения слова.
  • Работа с терминами. Это облегчит усвоение учебного материала.

Предлагаются дидактические игры, которые можно использовать в работе по коррекции недостатков в развитии речи младших школьников с НОДА и УО.

Игра № 1. «Кто как голос подаёт?» 

Игра № 2. «Часть – целое».

 

Стержень – ручка.

Страница – книга, тетрадь.

Клешня – рак, краб.

Копыто – лошадь, корова, коза…

Вымя – корова, коза.

Клавиши – пианино, рояль.

Усы – кошка, жук.

Вершина – гора.

Книга – библиотека.

Руль – машина, велосипед.

Паста – тюбик.

Крыло – птица, самолёт…

Зерно – колосок.

Ноготь – палец.

Колесо – машина, велосипед…

Зрачок – глаз.

Коготь – птица, зверь.

Стрелка – часы.

Лист – дерево, кустарник…

Дерево – лес.

Крыша – дом.

Панцирь – черепаха.

Хобот – слон

 

Игра № 3. «Сделано из…»

 

Сок из винограда – виноградный.

Сковорода из чугуна – чугунная.

Сок из сливы – сливовый.

Стол из пластмассы – пластмассовый.

Подсвечник из меди – медный.

Сок из граната – гранатовый.

Сок из апельсина – апельсиновый.

Посуда из дерева – деревянная.

Шапка из меха – меховая.

 Сок из клюквы – клюквенный.

Сок из моркови – морковный.

Сок из клюквы – клюквенный.

Кольцо из золота – золотое.

Сок из свёклы – свекольный.

Венок из цветков – цветочный.

Кувшин из глины – глиняный.

Сок из клубники – клубничный.

Платок из шерсти – шерстяной.

Сок из яблок – яблочный.

Платок из шёлка – шёлковый.

Ваза из стекла – стеклянная.

Коробка из картона – картонная

Шар из снега – снежный.

Пузырь из мыла – мыльный.

Мяч из резины – резиновый.

Перчатки из кожи – кожаные …

Пример лексической темы «Перелётные птицы».

 

СЛОВАРЬ

Предметный: грач, скворец, журавль, гусь, утка, ласточка, соловей, лебедь, аист, птенец.

Глагольный: летать, кормить, клевать, щебетать, курлыкать, гоготать, шипеть, прилетать, взлетать, чистить.

Признаков: перелётные, быстрые, веселые, дружные, здоровые, звонкие, белые, крупные, мелкие, острый, короткий, пушистый.