Речь и пальчиковый театр

Мельник Елена Васильевна

Воспитатель, МБДОУ №18 "Мишутка", г. Сургут

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мельник Е.В. Речь и пальчиковый театр // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 743234


 

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. 

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, 

которые питают ум ребенка»

В.А. Сухомлинский

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко обучался, ловко выполнял самую тонкую работу, с раннего возраста нужно начинать тренировать его руки - пальцы и кисти.

Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигатeльную память, но и внимание, воображение, творческие способности. Сопровождающие игры тексты в виде стишков, считалочек или песенок параллельно развивают речь, дикцию, активизируют логическое мышление и мозговую деятельность.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребёнок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность разложить сказку на ладошке ребенка и взрослого.

Комплексную работу с пальчиковыми куклами можно начинать уже в раннем возрасте, до 3 лет. Именно в этот период ребенок овладевает словесной речью, начинает пользоваться языковыми знаками в общении с окружающими. Развитие речи ребенка на данном этапе неразрывно связано с его предметно-практической деятельностью. Поэтому на данном этапе мы активно используем пальчиковые куклы для стимуляции речи. Маленький размер пальчиков и ладошки ребенка, несформированная мелкая моторика затрудняют использование стандартных пальчиковых кукол, поэтому можно использовать куклы, которые одеваются на все четыре пальчика малыша. А можно изготовить подходящие по размеру игрушки самим, например, закрепив их на пальчике резинкой!

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенное отделение речи от непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен к восприятию речи вне ситуации, теперь появляется потребность поделиться со взрослым впечатлениями, полученными вне контакта с ними, рассказать об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинается становление монологической речи.

Поэтому в этом возрасте детям особенно интересны фрагменты пальчикового театра, на которых мы, используя «Волшебный мешочек», составляем рассказ с фантазийным сюжетом.

Самое большое воздействие пальчиковый театр оказывает на развитие речи.

  • обогащается и активизируется словарный запас детей. Ребенок не только запоминает новые слова, но и использует их в речи; 
  • развивается связная речь. Ребенок пересказывает большие отрывки текста, участвует в диалоге; 
  • развивается звуковая культура речи. Пальчикoвый театр дает уникальную возможность отрабатывать звуки с помощью ролей: можно порычать как тигр или помычать как корова;
  • происходит усвоение грамматического строя языка. Построение словосочетаний – сложный процесс. Ребенок должен уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже, склонении. Пальчиковый театр позволяет закреплять грамматические навыки путем многократных повторений;
  • закрепляется знание художественной литературы;
  • развивается эмоциональная выразительность речи.

Ведь фигурка на пальце обладает уникальными возможностями – помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать мысли и продумывать поведение.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в окружающем мире и в людях, зародит стремление к прекрасным и добрым поступкам.

 

Литература:

  1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. М.: Дом 21 век, 2010. 249 с. (Готовимся к школе).
  2. Развиваем речь с помощью пальчикового театра. URL: https://1roditeli.ru/roditelskiy-opit/?ELEMENT_ID=8379.
  3. Пальчиковый театр. URL: https://intr.68edu.ru/sites/default/files/docs/n79-d.pdf 
  4. Развиваем речь с помощью пальчикового театра. URL: https://zen.yandex.ru/media/ya_roditel/razvivaem-rech-s-pomosciu-palchikovogo-teatra-5da7685a5d636200b2470116.