Из опыта организации двигательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья в период самоизоляции

Хамадияров Рафаил Ханифович

Учитель физической культуры, МБОУ «Школа-интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Пермь

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хамадияров Р.Х. Из опыта организации двигательной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья в период самоизоляции // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 724939


 

Известно, что двигательная активность является одной из базовых потребностей растущего организма школьника, ведущим фактором своевременного созревания мозговых структур. В то же время степень развития психических функций в значительной мере определяет уровень сформированности потребностей в движении. Еще большее значение организованная двигательная активность приобретает применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [4, с. 336-340]. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. 

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма детей с ограниченными возможностями здоровья выделена группа детей с задержкой психического развития (7.1, 7.2, 7.3), которая тоже, в свою очередь, неоднородна (психофизический инфантилизм, соматического типа, психогенного типа, церебрально-органического генеза). Дети с задержкой психического развития отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития [2]. 

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ [1] для обучения детей с ЗПР, несомненно, позволяет преодолеть имеющиеся недостатки развития данной категории школьников, овладеть программным материалом. Очевидно, что непрерывные занятия физкультурой и спортом могут обеспечить эффективную основу психомоторного воспитания, к которому относятся развитие силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ритмичности движений. 

Однако реалии сегодняшнего дня внесли серьезные коррективы в намеченные планы, поправ традиционную классно-урочную систему школьного обучения, вместо которой была введена технология дистанционного обучения, в которой основной акцент сделан на получение заданий от учителя через мессенджеры, социальные сети, образовательные платформы, и самостоятельное их выполнение. При таком режиме работы преимущество имели те учащиеся, у которых были сформированы навыки самостоятельной работы. 

Несомненно, что предлагаемый тип обучения в значительной мере отличался от традиционного урока, образовательный маршрут здесь не закреплен временными рамками, он предполагал организацию самостоятельной работы над полученными заданиями, требовал проведения систематических профилактических мероприятий с целью снижения напряжения зрительного анализатора [3], преодоления писчего спазма, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Применение данной образовательной технологии потребовало от педагогов концентрации педагогического опыта и неимоверных усилий для того, чтобы решить триединую задачу: 

  • выполнение требований ФГОС по дисциплине физическая культура;
  • разработка комплексов упражнений, способствующих гармоническому развитию школьников (доступные для выполнения, наглядно демонстрирующие прирост физического развития, удобные и приемлемые для оценки физической подготовленности);
  • подбора специальных корригирующих комплексов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, упражнений для профилактики малоподвижного образа жизни и работы с компьютером.

Учителями физической культуры совместно с классными руководителями и воспитателями была разработана программа физического самовоспитания обучающихся с ОВЗ на период самоизоляции, при реализации которой закреплялись умения и навыки, сформированные в течение учебного года при традиционной очной форме обучения, подробно и доступно излагались средства и методы, способствующие проведению занятий самостоятельно, был составлен примерный план-график включения физически активной деятельности школьника в режим дня, недели. 

Кроме того, был разработан лист самоконтроля, который позволял фиксировать результаты физической подготовленности в разделе «Мои спортивные достижения», а в разделе «Предложения, примечания» учащиеся отмечали сложности, с которыми приходилось сталкиваться при выполнении заданий, здесь же записывались собственные предложения по введению новых комплексов упражнений в программу саморазвития.

Содержательная часть программы саморазвития включала основные виды деятельности, а именно:

1. Комплекс общеразвивающих упражнений на развитие мышц шеи, верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, мышечного корсета туловища, прыжковые упражнения, которые выполнялись последовательно с повтором каждого кратно 10. Комплекс ОРУ в соответствии с программой саморазвития выполнялся учащимися ежедневно в качестве утренней зарядки и в виде разминки перед занятиями физкультурой в течение дня в соответствии с планом.

2. В программу саморазвития были включены упражнения, являющиеся обязательными тестовыми нормативами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!». Одновременно разрабатывались рекомендации по правильному выполнению упражнений, отбирались комплексы с учетом гендерных особенностей, в специальных таблицах отражались тестовые нормативы, соответствующие золотому, серебряному и бронзовому значку с учетом вида испытаний. Перечислим некоторые из них: 

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу ♂, ♀;
  • подтягивание из виса на высокой перекладине ♂, ♀; 
  • подтягивание из виса лежа на низкой перекладине ♂, ♀; 
  • поднимание туловища из положения лёжа на спине ♂, ♀; 
  • наклоны вперед из положения стоя с прямыми ногами ♀; 
  • упражнения на развитие силы и выносливости и координации.

3. Огромная роль при организации обучения в дистанционном режиме отводилась работе с компьютером, что требовало соблюдения санитарных норм и выполнения соответствующих профилактических мероприятий [3]. Поэтому в программу по саморазвитию был включен блок так называемой офисной гимнастики, который предполагал разучивание и выполнение упражнений для снятия зрительного напряжения, общего утомления, а также занятия с использованием офтальмотренажёра.

Программа по организации физического самовоспитания в период самоизоляции позволила: 

  • продолжить образовательный процесс и сделать его непрерывным, используя технологии дистанционного обучения; 
  • пролонгировать период организованной двигательной активности обучающихся; 
  • разработать рекомендации по рациональному распределению физической нагрузки в режиме дня; 
  • расширить представления школьников о влиянии профилактических упражнений для предупреждения утомления, сохранения и укрепления здоровья.

Мы полагаем, что программа физического самовоспитания обучающихся в период самоизоляции помогла педагогам в организации вне школы физкультурно-развивающего пространства, способствующего реализации двигательных потребностей организма, совершенствованию двигательных навыков, приобретенных в течение учебного года, сориентировала учащихся на непрерывную физическую тренированность в период самоизоляции. 

Программа в случае необходимости может быть реализована в образовательном учреждении любого типа, она успешно интегрируется в любую образовательную систему, так как отражает реалии и потребности современной образовательной парадигмы. 

 

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон 29 декабря 2012 № 273 -ФЗ//ПСС Консультант+.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) // ПСС Консультант+.
  3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» от 13 июня 2003 года № 118//ПСС Консультант+.
  4. Хамадиярова Т.А., Хамадияров Р.Х. Разработка и реализация рабочей программы по физической культуре для учащихся основной школы с ограниченными возможностями здоровья в контексте ФГОС. Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь. ПГГПУ. 2014. 394 с.