Театр своими руками, или в гости к Мухе-Цокотухе: проект по театрализованной деятельности

Избицкая Людмила Николаевна

Воспитатель, МАДОУ “Гамовский детский сад "Мозаика", Пермский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Избицкая Л.Н. Театр своими руками, или в гости к Мухе-Цокотухе: проект по театрализованной деятельности // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 701368


 

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге»

Вольтер

 

Огромную и незаменимую роль играет театр в жизни ребенка, особенно дошкольного возраста! Театр – это радость, позитив, яркие эмоции, праздничное и радостное представление. Театр – это замечательная игра и способ самореализации ребенка, это познание себя и самовыражение! Дети дошкольного возраста очень впечатлительны и особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее познавать мир и воспринимать содержание этих произведений.

К сожалению, в эпоху цифровизации отношение взрослых и детей к сказке и к театру изменилось: родители мало читают детям, редко всей семьей посещают театр, а дети, в свою очередь, уже в дошкольном возрасте предпочитают книгам просмотр телевизора, видеопродукции и игры на компьютере. Как результат, дети не всегда могут назвать не только известных сказочных персонажей, но и из каких они сказок.

Считаю, что одним из перспективных методов интегрированного обучения дошкольников, способствующих решению данной проблемы, является метод проектной деятельности. Метод проектов в современном мире актуален и эффективен, он развивает познавательную и творческую активность, коммуникативные и практические навыки, воображение и логическое мышление дошкольника. Также метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада и становление родителей активными участниками образовательного процесса.

Для повышения интереса детей к театральной деятельности и воспитания любви к чтению сказок мной был разработан проект «Театр своими руками, или в гости к Мухе - Цокотухе» (по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха») и реализован во второй младшей группе детского сада.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников и педагог.

Сроки реализации: проект краткосрочный (3 недели).

Методы исследования: анализ литературы, анализ интернет-ресурсов, анализ опыта работы по театрализованной деятельности коллег по ДОУ, наблюдение.

Цель проекта: создание детского театра из пластилина и развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности через сотрудничество педагога, детей и родителей.

Задачи проекта:

  1. Приобщать детей к театральной культуре (продолжать знакомить с театром, с разными видами театров).
  2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  3. Совершенствовать артистические навыки участников проекта. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
  4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе.
  5. Заинтересовать родителей в создании сказочных персонажей из пластилина, в изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
  6. Привлечь детей к посильному участию в изготовлении продуктов деятельности.
  7. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.
  8. Установить отношения сотрудничества между родителями и педагогом в вопросах воспитания и развития детей.

Результат: презентация проекта в форме проигрывания сказки в настольном театре,  фотоотчет создания театра своими руками.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта проходила через различные виды деятельности с последующими этапами:

1 этап. Подготовительный.

На этом этапе была проведена следующая работа:

  • определение цели и задач;
  • составление плана работы по данному проекту;
  • подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, наглядной информации о театре, видах театра;
  • изготовление атрибутов: масок, костюмов, декораций для театрализованной деятельности;
  • подбор и создание картотеки театрализованных игр и упражнений.

2 этап. Основной.

На данном этапе шла реализация творческого проекта «Театр своими руками, или в гости к Мухе - Цокотухе»

1 направление: познавательно-исследовательская деятельность.

Для повышения познавательного интереса детей к театральной деятельности была показана презентация «Путешествуем по театру», а также проведены беседы с воспитанниками: «Что такое театр» (рассказ о театре, о видах театра), «Как вести себя в театре» (простые правила этикета), беседа с опорой на личный опыт ребенка «Как я ходил в театр».

2 направление: коммуникативная деятельность.

Для обобщения знаний по теме «Театр. Как вести себя в театре» провели викторину «Вежливый зритель».

Беседа «Я иду на День рождения» помогла детям представить обстановку праздника и поделиться личным опытом.

Чтение художественной литературы, разгадывание загадок о насекомых, разучивание пальчиковых игр «Вот бежит сороконожка», «Улитка», «Дружно пальчики считаем — насекомых называем», «Вот маленький улей» расширили знания детей по лексической теме «Насекомые».

Для формирования правильного произношения звуков проводились логоритмические упражнения «Солнышко», «У жучка есть пятна» и т.д.

3 направление: игровая деятельность.

Задача педагога: учить детей воспроизводить сюжет знакомых сказок, повторять за взрослым движения, а также соотносить их с текстом сказки; продолжать учить имитировать звуки насекомых с опорой на образы.

В ходе театрализованной игры-ситуации «Проснулись жуки и бабочки» дети должны были не только импровизировать насекомых, но и работать над выразительной пластикой и грацией в таких этюдах, например, как «Бабочки в саду», «Бабочки летают», «Бабочки качаются на цветке» и др. В танце «Пляшут бабочки с жуками» воспитанники пробовали проявить себя, как настоящие артисты.

В театрализованной игре «Домик пчелки» дети, используя разные атрибуты (крылья насекомых и маски), перевоплощались в муху-горюху, жука, кузнечика, бабочку, муравья и пчелку и учились выражать в театрализованных представлениях творческие и познавательные способности.

4 направление: продуктивная деятельность.

В непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детям была дана возможность реализовать свои творческие способности в рисовании: «Нарисуем цветок», «Солнышко лучистое»; в создании аппликации «На поляне»; в лепке: «Веселая гусеница», «Божья коровка», «Паучок» (лепка с использованием природных  материалов), а также в раскрашивании контурных картинок по сказкам.

В работе получилось объединить не только театр и изобразительную деятельность, но и конструирование. Задания «Построим стол для именинницы», «Рассаживаем гостей» (строим стулья, диваны, кровати) готовили детей к основной работе по созданию декораций к сказке «Муха-Цокотуха».

В течение нескольких дней дети вместе с педагогом занимались изготовлением из гофрированной бумаги сцены в виде лесной поляны и ее оформлением цветами и другими атрибутами (паутина, мебель, мостик, самовар) из пластилина.

5 направление: двигательная активность.

Подвижная игра «Паутина» вызвала бурю эмоций и наглядно показала воспитанникам, как легко можно «попасться» в лапы злого паука и как это может быть опасно для жертвы.

В подвижной игре «Кузнечики» дети научились делать подскоки на месте на двух ногах, прыгать вперед, искать спрятанное.

Для развития ловкости, координации движений, внимания и настойчивости использовали развивающую игру «Бильбоке», сделанную руками родителей, где задачей ребенка было посадить пчелку в цветок.

А для оптимизации деятельности мозга через физические движения и развитие пространственных представлений на логопедических занятиях использовались упражнения из нейрогимнастики: «Муха летела, на нос села…», «Летела муха около уха: ж-ж-ж».

6 направление: взаимодействие с родителями.

Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к тесному сотрудничеству в вопросах развития детей является одной из основных задач взаимодействия ДОУ и семьи.

Для решения этой задачи были проведены беседы с родителями: «Как поддержать у детей интерес к театру», «Любимые сказки наших детей»; была проведена консультация «Играем дома в театр», а также были даны рекомендации «Посетите театр вместе с детьми», «Читаем сказки дома».

В папке «Информация для родителей» появилась рубрика «Театр и Ребенок».

Большую помощь родители оказали в подготовке к заключительному обобщающему мероприятию – спектаклю по сказке «Муха-Цокотуха». Каждой семье по жребию достался свой сказочный персонаж — насекомое. Задачей родителей было слепить вместе с ребенком героя сказки и сфотографировать творческий процесс для оформления фотовыставки.

3 этап. Заключительный.

Данный этап - непосредственно презентация проекта, проигрывание сказки «Муха-Цокотуха» в настольном пластилиновом театре.

Дети оказались в театре в качестве зрителей и с нетерпением ждали начала сказки. Но сцена в театре была необычная, создана руками самих зрителей. И герои в сказке необычные, узнаваемые авторами работ. Было очень интересно, увлекательно и волнительно! Никто из детей не остался равнодушен к главной героине, по эмоциям детей было видно, как они сопереживают Мухе-Цокотухе.

После просмотра спектакля дети получили возможность показать свои артистические способности, используя мимику, жесты, голос для передачи характера героев, поучаствовав в таких этюдах, как «Муха денежку нашла», «А кузнечик, ну совсем как человечек», «Старичок Паучок» и другие.

Финалом проекта стал фотоотчет в виде папки-передвижки для детей и их родителей «Как много рук создавали сказку». Цель фотоотчета – воспитание чувства сопричастности к общему делу, к общей радости и активизация позитивного настроя на творческую активность.

В работе по подготовке к проведению итогового мероприятия данного проекта приняло 100% родителей воспитанников, многие принесли в дополнение сказочных персонажей из пластилина, изготовленных детскими руками.

Результаты:

  1. Повышение интереса участников проекта к театральной деятельности и к чтению сказок, знакомство с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.
  2. Повышение уровня художественно-эстетической воспитанности дошкольников, развитие наблюдательности и познавательного интереса к окружающей действительности.
  3. Обогащение активного и пассивного словаря детей, совершенствование диалогической и монологической правильной речи.
  4. Повышение творческого потенциала воспитанников.
  5. Составление картотеки «Театрализованные игры и упражнения».
  6. Развитие интереса к коллективной работе между участниками проекта. Сплочение детского коллектива.
  7. Повышение уровня активности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Таким образом, совместная работа над проектом помогла не только расширить кругозор детей, но и повысить интерес дошкольников к театральной деятельности и чтению авторских сказок, а также объединила всех участников проекта. И как вывод, метод проектной деятельности в раскрытии творческого потенциала детей оказался эффективным и результативным.

 

Литература:

  1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие игры со словами для детей. М., Рипол Классик Дом, 2007.
  2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.
  3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. М.: Лепта-Книга, 2007.
  4. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / Гончарова О.В. и др. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2007.