Воспитательное значение колыбельных песен

Чистякова Галина Юрьевна

Учитель музыки, МАОУ СОШ № 18, г. Череповец

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чистякова Г.Ю. Воспитательное значение колыбельных песен // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 700982


 

Сегодня в наше нелёгкое время главной проблемой остаётся воспитание гармонично развитой, общественно активной личности. Всё больше в современном обществе увеличивается потребность воспитать эту личность духовно богатой, знающей и уважающей культурные ценности, традиции, обряды, народные песни и многое другое. К таким ценностям относятся и колыбельные песни. Данная работа посвящена именно рассмотрению этого жанра. Представленные в моей работе колыбельные песни, собраны по материалам экспедиций Нюксенского района. 

Цель работы:

Выявление воспитательного потенциала колыбельной песни. 

Но для того, чтобы перейти непосредственно к изложению самого материала, следует определить основные понятия: народная педагогика и воспитание.

Итак, что же такое народная педагогика?

«Народная педагогика – это совокупность накопленных и проверенных эмпирических знаний, сведений, умений, навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, пословицах и поговорках, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и в конечном счёте имеют целью воспитывать и обучать молодое поколение.».

«Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении». 

«В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы, мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, всё созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни».

Создание и прививание культурных ценностей невозможно без осуществления процесса воспитания. Воспитание является важнейшей из сторон педагогической культуры.

В характере народного воспитания интересные наблюдения сделаны Антоном Семёновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется человеком во всех сферах его деятельности. Трудовая деятельность, обряды и праздничная во всех многообразных формах и проявлениях – всё это помогает воспитать и развить в человеке положительные качества характера.

«Воспитывают не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. Это положение Макаренко подтверждается народной педагогикой, в которой всё окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей». 

«Всеобщая гармония, царящая в природе», даёт о себе знать во многих науках, в Ом числе она находится во взаимосвязи и с народной педагогикой. «Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, агрономическо – метеорологическими, астрономическими и другими знаниями народа». 

Народная педагогика – это прежде всего прививание народной культуры человеку, которое постигается через определённые знания, через народную песню, через быт. С народным искусством человек знакомится уже с самого рождения, когда ему поёт колыбельные мама. В 8-9 месяцев петь ребёнку колыбельные песни обязательно, потому как именно в этом возрасте у него закладываются первоначальные музыкальные знания, развивается музыкальный слух. «Ребёнок эмоционально реагирует на музыку с первых дней своей жизни». Сегодня уже доказано учёными, что младенец даже способен воспринимать музыку ещё в утробе матери. В колыбельных песнях выделяется определённый ритм, определённое сочетание звуков, которые легко понятны и доступны детям. 

«Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и подрастание подросткового поколения». Одна из функций песни – образовательно-воспитательная. Есть такие песни, которые присущи только для определённой возрастной группы людей. Такими песнями являются колыбельные. Колыбельная песня предназначена маленькому ребёнку, которую ему поёт мама или бабушка. Цель колыбельных песен – «убаюкать, укачать ребёнка». 

Колыбельная песня – «величайшее завоевание народной педагогики», она широко применяется в практике воспитания детей. В самом раннем возрасте малыш требует к себе постоянного внимания, заботы, любви, без которых он просто не может жить и развиваться дальше. Когда мама поёт своему ребёнку колыбельную песню, он чувствует, что мама рядом, что она его любит.

Ещё лёжа в колыбели, ребёнок слышит простые по напеву и ритму небольшие песенки. «Исполнение колыбельных песен в быту можно рассматривать как одну из форм передачи традиционного мировоззрения». Сама колыбельная песня – это эмоционально-окрашенный рассказ, дополненный простым напевом. «Главенство повествовательного начала дополняется присутствием элемента, в истоках которого лежит заклинание, заговор, мания слова». 

Колыбельные песни наполнены поэтическими образами, которые позволяют открыть ребёнку первоначальную картину мира. Эти образы представляют собой «свод представлений о мире, о силах природы, о реалиях окружающей жизни, формируют в сознании ребёнка «понятия о своём и чужом, о хорошем и добром и многое другое». 

Классификацию образов в колыбельных песнях предложила Хафизова Л.Ф. в своей работе «Персонажи колыбельных русского севера», опубликованной в журнале «Живая старина». Вот как она об этом пишет: «В текстах колыбельных персонажи, которые укладывают, убаюкивают и усыпляют ребёнка, делятся на четыре группы:

  • персонификация идеи сна;
  • представители животного мира;
  • христианские образы;
  • близкие ребёнку люди».

В расшифрованных мной текстах колыбельных встречаются образы представителей животного мира. Вот, например (диалект Вологодской области Нюксенского района):

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волцёк,

Сашу схватит за боцёк.

 

Ой, люлю, люлю, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули ворковать,

Стала Саша засыпать.

 

Бай, бай, баю, бай,

Не ложись-ка ты на край.

С краю скатишься,

Да мамы хватишься.

Придёт серенький волцёк,

Тебя схватит за боцёк,

И утащит во лесок.

Бросит там под кустик

И домой не пустит.

В последней песне «кустик» (подразумевается Ракитов куст) – это дерево опасное, обойти его вокруг, «значит сделать неправильно» 

«К ребёнку обращаются с пожеланием ему сна, здоровья, роста или требованием послушания: не ложиться на край, не поднимать головы, не капризничать. К птицам, животным, мифологическим персонажам обращаются с просьбой дать сон ребёнку, не мешать ему спать, не пугать». 

Также в колыбельных Нюксенского района упоминаются реальные герои – это мама младенца, отец, сестра, брат, которым давался какой-то определённый предмет.

Байки – побайки,

Матери – китайки,

Отчу – кумочу,

Сестре – луковицю,

Брату – пуговицю.

Интересен в колыбельных песнях образ Буки, который возникает в связи с представлениями о духе дома. Вот как пишет Марина Власова о Буке в энциклопедическом словаре «Русские древности» : «Бука – это фантастическое страшилище, которым пугают детей, таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани». это существо может принимать различный облик, оно то превращается в самого хозяина дома, то в мохнатое, совершенно непонятное существо.

К Буке обращаются: «Поди, Бука, на сарай (т.е. сенник), коням сена надавай!» «Судя, по былинам, этим занимается именно домовой», да и «видят его люди чаще в образе хозяина дома, дающего сена лошадям». 

В Нюксенском районе в одном их текстов тоже встречается образ Буки:

Баю, бай, баю, бай,

Не ходи-ка, Бука, в бань.

Поди, Бука, на сарай,

Коням сена надавай.

Кони сена не едят,

Всё на Сашеньку глядят.

Колыбельная песня один из ранних жанров народного творчества. В.П. Аникин считает, что «их эволюция заключалась в утрате обрядовых и заговорно-заклинательных функций. Вероятно, результатом таких древних представлений является группа колыбельных песен, в которых мать желает ребёнку умереть. Смысл пожелания – обмануть болезни, которые мучают ребёнка: если он мёртв, то они его оставят». 

Бай, да люли,

Похворай да умри.

Тятька сделает гробок

Из осиновых досок.

С другой стороны, «погружение – это самая элементарная, обыденная модель переходных состояний. Сон младенца – уподобление «начала концу», напоминание о смерти». 

Таким образом, в колыбельных песнях широко развита система образов, которая несёт в себе определённый смысл. 

В современном обществе жанр колыбельной песни по-прежнему остаётся актуальным, потому как такая «простая» песня помогает в воспитании и дальнейшем развитии ребёнка.