Трудовое воспитание в семье: консультация для родителей

Смагина Ольга Николаевна
Евсеева Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат № 113, г. Самара
Учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат № 113, г. Самара

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Смагина О.Н., Евсеева Т.И. Трудовое воспитание в семье: консультация для родителей // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 699734


 

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определённых знаний возрастной психологии ребёнка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдения за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым. Старайтесь хоть некоторые «взрослые» дела делать вместе с ребёнком, поручая ему какие – то несложные операции и подчеркивая их важность.

На основании многочисленных исследований сделан вывод о том, что центральным моментом, определяющим появление трудолюбия, является успех. Именно успех наполняет сердце ребёнка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Желание повторить успех рождает потребность в труде. С этого момента он работает не потому, что его вынуждают это делать, а потому, что труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений. Поэтому возьмите за правило поощрять ребёнка за хорошо сделанное дело, одобрять его порывы что – то сделать самому, пусть неумело, неказисто, но самостоятельно.

Как воспитать привычку к труду?  Это хлопотное дело, и здесь не стоит ждать быстрых результатов. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением трудностей, с усилием, усталостью и напряжением.

И начинать надо очень рано с самообслуживания. Сколько нужно на первых порах терпения! Мамы, не говоря уже о папах, всегда очень торопятся. Например, сборы в школу, одевание. Сколько времени ребёнок будет копаться, если ему не помочь! Но нужно набраться этого самого терпения и дождаться, когда ребёнок сам оденется, делая спокойные замечания: «Ну вот, сегодня уже лучше, только шарф нужно заправить аккуратнее». И так изо дня в день, пока ребёнок не доведёт навык до автоматизма.

С возрастом сфера самообслуживания растёт. Мы должны приучать ребёнка выполнять любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или нет. Приучать к мысли, что любой труд благороден.

В семье Катю приучили к тому, что её главный труд – учёба (и она выполняла его очень хорошо). Всё остальное лежало на плечах мамы – стирка, уборка, приготовление обеда. Это она хорошо усвоила, ей и в голову не приходило сказать маме: «Отдохни, я сама вымою посуду».

И вот у десятилетней Кати мама приболела. «Где мой тренировочный костюм?» – спросила она, придя из школы. «Я его замочила, чтобы постирать», – ответила мама. «Ну вот, а у меня завтра физкультура», – возмутилась девочка. «Постирай, доченька, сама: это легко». Дочь выпалила: «Оттого что ты заболела, я завтра двойку по физкультуре получу!» Вот так – жестоко и откровенно. А ведь виновата мама: у детей непременно должны быть постоянные обязанности.

Конечно, мама гораздо быстрее и лучше вымоет пол, вытрет пыль, вымоет посуду. Но у ребёнка при этом не вырабатываются бесценные для жизни навыки, которые эту самую жизнь очень облегчат впоследствии. Доказано, что навыки составляют более 90% всех действий, которые человек совершает, они освобождают наш ум от необходимости обдумывать каждую деталь движений.

Воспитание трудолюбия не должно быть шаблонным, стереотипным для всех детей дома. Оно должно учитывать особенности каждого. Например, ребёнок неохотно берётся за дело, но эта самостоятельно завершённая работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях от самостоятельно сделанной вещи, надо разделить его радость с ним, не разочаровывать его критическими замечаниями, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Надо добиться того, чтобы предвкушение результата стало стимулом к активности. Некоторые дети, не успев взяться за порученное дело, стараются избавиться от него. Их не привлекает ни сам процесс, ни полученный результат. Но невыполненное задание тяготит их. Иногда это ребята с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания или наказания и потому охотно приступают к делу, чтобы пораньше освободиться от него.

Есть дети, которые с азартом принимаются за всё новое, увлекаются, но быстро остывают и ничего не доводят до конца. Ясно, что к ним нужен особый подход, не такой, как в первых двух случаях. Важен и правильный выбор заданий, чтобы они не были отпугивающе трудными, и оценка результатов, которая бы послужила поощрением.

Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех – словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо заметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознать свою лень, сетовать на неё и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организация жизни ребенка должна быть главным методом воспитания трудолюбия.