Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР

Неронская Ксения Валерьевна

Учитель-логопед, МБДОУ № 46 д/с "Совенок", Химки, мкр. Сходня

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Неронская К.В. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 691328


 

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». 

Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.

При подготовке к занятиям учитель-логопед может использовать следующие виды компьютерных программ: 

  • программа PowerPoint – позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий;
  • программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – позволяют создать яркие иллюстрации к занятиям;
  • программы Macromedia Flash, PowerPoint – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы;
  • программа «Word» помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов. 

Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать, когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично. 

Удобства и эффективность работы в текстовом редакторе, очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания. 

Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст может быть отпечатан с помощью принтера или его правильный вариант записан в тетрадь.

Вышеперечисленные программы, наиболее употребляемые при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый учитель-логопед из этого многообразия может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым. 

Коррекционная работа по преодолению ОНР требует системного, комплексного подхода. Наиболее эффективными компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», «Веселая азбука», «Даша-следопыт», «Самые умные», «Фонема». Например, программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. 

Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: 

  • звукопроизношение;
  • просодические компоненты устной речи;
  • фонематический слух и восприятие;
  • фонематический анализ и синтез;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • коммуникативные навыки;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);
  • слуховое и зрительное восприятие;
  • внимание;
  • словесно-логическое мышление.

На примере компьютерной программы «Фонема» фирмы «Дельфа». Она включает серии заданий для коррекции и развития девяти компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесения гласных и согласных звуков, темпа и ритма речи. Все упражнения представлены в игровой форме.

Использование компьютера в логопедической работе позволяет работать с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует работу учителя-логопеда.

Необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Подходы к применению компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте:

  • Первое направление применения компьютера как средство обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении письму, чтению. 
  • Второе направление: использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте – использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики. 

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников и младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ. 

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. 
  2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  3. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей. 
  4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  5. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Работа в детском саду по внедрению компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР ведется по следующим этапам:

I. Создание условий для внедрения инновационных технологий.

Цель: Создание единой коррекционно-образовательной среды для реализации инновационных технологий.

II. Использование медиатехнологий в педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: оптимизация коррекционно-развивающей и учебно-образовательной работы на каждом этапе коррекционного процесса.

III. Обобщение и внедрение в практику разработанных технологий.

Цель: Эффективность внедрения и использования мультимедийных и компьютерных технологий в коррекционном процессе (мониторинг).

Следовательно, можно говорить о том, что компьютер – это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению и его эффективности.