Формирования основ безопасного поведения ребенка в быту, социуме, природе

Клейнос Лариса Викторовна

Воспитатель, МБДОУ №46, г. Мурманск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Клейнос Л.В. Формирования основ безопасного поведения ребенка в быту, социуме, природе // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 682305


 

Важным направлением работы дошкольных образовательных организаций традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Данная проблема всегда актуальна – появляются новые источники опасности, накапливаются эмпирические знания, развиваются педагогические теории. Одними из задач детского сада являются создание безопасной среды и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, на природе [3, с. 18].

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. 

Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным для дошкольников. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включающую все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительной, музыкально-ритмической). 

Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умению оценивать собственные возможности по преодолению опасности [2, с. 6].

На данном этапе, в соответствии с ФГОС ДО (одним из направлений развития и образования детей программы нашего дошкольного учреждения, является «Социально-коммуникативное развитие»).

Социально-коммуникативное развитие – многоаспектное явление, включающее процесс формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социально-коммуникативное развитие характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Опираясь на идеи В.Н. Мошкина можно определить содержание работы по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста:

  • Воспитание мотивации к безопасности;
  • Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления;
  • Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;
  • Готовность к эстетическому восприятию и оценки действительности;
  • Психологическая подготовка к безопасному поведению [3, с. 21].

Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка, прежде всего под влиянием стиля семейного воспитания. Пагубно влияют на ребенка негативный пример родителей, жестокое обращение с ним, излишняя тревожность взрослых, запугивание ребенка, предъявление к нему непомерных или не согласующихся между собой требований.

Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления является неотъемлемой составляющей работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.

Чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, ребенку необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом. В процессе усвоения знаний также осуществляется интеллектуальная подготовка детей к безопасной жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с умением совершать логические операции, переносить полученные знания в новые ситуации, прогнозировать события.

Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Общая физическая подготовка, необходима для осуществления любых видов деятельности, является непременным условием поддержания здоровья. Сегодня актуально стимулировать повышение двигательной активности детей, обогащать их двигательный опыт, повышать интерес к двигательной деятельности. Физически развитый человек обладает определенным «запасом прочности», который может пригодиться в опасных ситуациях. Но помимо общей физической подготовки для обеспечения безопасности индивида необходима специальная подготовка. В форме подвижных игр и упражнений на физкультурных занятиях, на прогулке, в русле деятельности спортивных кружков и секций необходимо вести согласованную работу по формированию двигательных умений, которые могут пригодиться в опасных ситуациях. К ним можно отнести умение плавать, владение разными техниками бега и др. 

Готовность к эстетическому восприятию и оценки действительности предполагает овладение дошкольником системой эстетических ценностей, в том числе формирование чувств, образов, опыта художественной деятельности, которые «играют роль средств деятельности при решении конкретных задач по обеспечению личной безопасности» [6].

Формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности осуществляется преимущественно за счет интеграции содержания образовательных областей: речевое развитие (чтение художественной литературы), художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество), познавательное развитие.

Психологическая подготовка к безопасному поведению связано со старшим дошкольным возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека в опасных ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей 5-7 лет, можно выделить ряд направлений психологической подготовки: формирования опыта планирования действий и готовности к самоконтролю, коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям и др. Планирование деятельности и самоконтроль – это важные элементы учебной деятельности. Их формирование осуществляется в ходе решения детьми учебных задач, решения проблемных ситуаций, которые могут быть построены на материале любой образовательной области. Также необходимо осуществлять специализированную работу, обучая детей действиям в различных опасных ситуациях. В силу возрастных особенностей психики при попадании в нестандартные обстоятельства дошкольники теряются, не могут адекватно оценить ситуацию, часто стремятся спрятаться. Исследователи отмечают, что значительное преимущество в подобных обстоятельствах получают дети, освоившие определенные схемы, модели поведения в конкретных ситуациях [3, с. 23]. 

Чтобы добиться решения поставленной цели с учетом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребенка в различных ситуациях: творческая игра, предметная деятельность, наблюдение, занятие, метод сравнения, метод моделирования ситуаций. Игровые приемы: воображаемая ситуация, придумывание сказок на разные темы.

Особое место занимает метод наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Непосредственно-образовательная деятельность, как метод важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь – это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. 

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. 

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т.п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». 

В формировании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы работы, такие как:

  • Анкетирование. 
  • Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней. 
  • Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников. 
  • Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями. 
  • Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций. 
  • Использовали прием "домашнее задание", для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме "Безопасное поведение дома". 
  • Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”. 
  • Оформление рукописных книг. 
  • Участие родителей воспитанников на НОД, развлечениях [4, с. 65].

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. 

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

 

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 144 с.
  2. Белая К.Ю.: Формирование основ безопасности у дошкольников: учебное пособие. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 64 с.
  3. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2014. №1. С. 18-25.
  4. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Повышение компетентности родителей в вопросах культуры безопасности у старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2012. № 7. С. 61-68.