Разнообразие и образовательные возможности LEGO конструкторов

Ерошенко Ольга Владимировна

Воспитатель, МДОУ № 42 "Родничок" ЯМР, Ярославская область, Ярославский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ерошенко О.В. Разнообразие и образовательные возможности LEGO конструкторов // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 681899


 

В этой статье мы с Вами познакомимся с возможностями LEGO конструкторов, их разновидностями, применением, задачами, которые решает LEGO конструирование и конечно же, важность использования конструкторов в дошкольном возрасте.

Актуальность выбранного материала напрямую зависит от потребностей современного общества. Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь немаловажных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. А сами конструкторы относятся к категории полезных игрушек, которые играют важную роль в полноценном и всестороннем развитии ребенка.

Новые образовательные стандарты требуют новых подходов к организации учебно-воспитательных процессов в ДОУ, к подбору средств учебно-воспитательного процесса и способов развития и обучения детей. Конструктор LEGO позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться играя и обучаться в игре). Дети в игре развивают воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение.

Именно LEGO конструкторы объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

LEGO конструирование развивает: детское творчество, двигательные функции, речь. Следовательно, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, является актуальным использование в ДОУ LEGO технологий. 

LEGO- конструкторы решают различные задачи:

  • развитие познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;
  • развитие мелкой моторики, диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса;
  • совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, при распределении обязанностей;
  • развитие конструкторских навыков у детей;
  • развитие умений пользоваться схемами, инструкциями, чертежами;
  • развитие логического мышления.

Разновидностей LEGO конструктора огромное количество. Основные виды, которые мы представили на нашей выставке – это LEGO DUPLO (для младшего дошкольного возраста), LEGO DACTA (для старшего дошкольного возраста), а также LEGO WE DO (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста). Существует также и множество игровых направлений: транспорт, ферма, полиция, аэропорт, космодром, гавань, пожарные, стройка, серия о средневековье, пираты, техника и др.

Все конструкторы LEGO имеют возрастную категорию. Также они разделяются по половому различию, по тематике и виду материала. 

Использование LEGO конструктора развивает структурно логическое мышление, которое необходимо для построения объемных конструкций, применение схемы. А цвета специально подобраны с учетом того, как дети воспринимают окружающий мир. Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к своей цели. Тем самым развивается самодисциплина и самоорганизация. Эта игра приносит огромную пользу творческому мышлению, которое необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, проводить анализ. Из деталей LEGO можно собрать свое неповторимое творение, придумать что-то новое. Конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Конструкторы LEGO – неограниченный простор для фантазии [2, с. 2].

Одной из серьезных проблем нашего общества, является проблема- зависимость от монитора. Конструктор LEGO учит детей самостоятельно творить руками, без заданных компьютером программ. И чем раньше педагоги и родители обратят внимание малышей на эту игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас вызывает серьезную тревогу. 

Фантазия человека безгранична, современные педагоги, т.е. мы с Вами, активно включают использование LEGO конструкторов в образовательный процесс. Созданные LEGO-постройки дети могут использовать в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, а также использовать элементы LEGO конструктора в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Например, математическая игра, и опять с использованием LEGO. Эти игры очень полезны для развития пространственного мышления и чувства симметрии. Можно назвать большое количество игр: 

  • игры для развития памяти и внимания;
  • игры для разучивания цифр и букв, цветов и размеров;
  • игра «LEGO и тесто»;
  • игра «Чудесный мешочек» и другие.

Ваш опыт и ваша фантазия помогут вам, в создании новых игр с элементами конструктора LEGO, а целые постройки можно использовать в упражнениях при формировании целостной картины мира (транспорт, профессии, наш город, зоопарк, дорожные знаки и др.) [1, с. 5].

Проведение конструирования в младшем дошкольном возрасте, задачами работы с детьми младшего дошкольного возраста являются:

  • ознакомление с названиями деталей конструктора;
  • ознакомление с приемами создания конструкций, крепления деталей конструктора;
  • обучение сравнению предметов по длине и ширине, различий по цвету и форме;
  • создавать конструкцию по образцу, по схеме;
  • называть свою постройку;
  • самостоятельно выполнять постройки по замыслу;
  • умение устанавливать пространственное расположение частей постройки.

Конструирование с большим мягким LEGO-конструктором «Duplo», с LEGO-конструктором «Duplo». 

Проведение конструирования в старшем дошкольном возрасте, задачами работы с детьми старшего дошкольного возраста являются:

  • обучение планированию этапов собственной постройки, способностей анализировать, самостоятельно находить конструктивные решения;
  • конструирование во фронтальной плоскости;
  • использование крутящихся, подвижных деталей;
  • формирование навыка работы с партнёром.

Конструирование проводится с LEGO-конструкторами «Duplo», «Dacta», «LEGO WeDo». В этом возрасте дети могут начать разрабатывать проекты, которые дают возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и работать в коллективе [3, с. 34].

Таким образом, с помощью LEGO- конструирования в детском саду: ребенок всегда находится в ситуации выбора: выбора темы, способа постройки, сюжета, способа фиксации результата. Но самое главное, у ребенка формируется целенаправленность, уверенность в себе и своих силах, формируются навыки общения и сотворчества.

В результате использования LEGO конструирования, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Мы пришли к выводу: конструктор LEGO и его разновидности должны быть обязательными атрибутами игровой деятельности ДОУ.

 

Литература:

  1. Фешина Е.В., Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие. М.: Сфера, 2012. 144 с.
  2. Робототехника – средство математического развития младших школьников. URL: infourok.ru.
  3. Конструируем: играем, учимся: учебное пособие. М.: ИНТ, 1996. 14 с.