Взаимодействие педагога и ученика в рамках совместной проектной деятельности

Афельд Вячеслав Эдуардович

Учитель математики и информатики, БОУ "Тарская СОШ № 5", г. Тара, Омская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Афельд В.Э. Взаимодействие педагога и ученика в рамках совместной проектной деятельности // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 679789


 

Перед системой образования стоит множество задач и важнейшая из них – подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе. Одним из главных качеств личности современного ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов систематическое использование метода проектов позволяет развивать познавательные умения учащихся, то есть умения самостоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Это является актуальным и в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования школы, где формированию и развитию исследовательской компетенции обучающихся в системе метапредметных результатов отводится особое место. Основная цель метода проектов – это обеспечение учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей на основе современных педагогических технологий и методик. Для повышения эффективности процесса формирования ключевых компетентностей, навыков использования информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с реализуемой ФГОС ООО автором были определены ведущие цели и задачи педагогической деятельности через организацию проектной деятельности с обучающимися:

  • создание организационно-педагогические условий для формирования ключевых компетентностей школьников через их включение в проектную деятельность;
  • подготовка обучающихся к защите персонального проекта на государственную итоговую аттестацию по завершению основной школы;
  • обеспечение результативности проектной деятельности школьников, мотивация обучающихся на успех в работе над проектами.

В соответствии с реализуемой ООП ООО БОУ «Тарская СОШ № 5» система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволил определить динамическую картину развития обучающихся: поощрять продвижения школьников, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Для реализации основных идей ООП ООО школы в плане формирования информационных компетенций обучающихся основной школы учебно-исследовательская и проектная деятельность организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. При этом учитываются особенности построения учебно-исследовательского процесса: подбор интересных тем проектов, осознание обучающимися сути проблемы; взаимоответственность и взаимопомощь учителя и ученика, раскрытие проблемы должно предполагать получение нового знания и умения. Итоги – не столько предметные результаты, сколько личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть различными:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок-защита исследовательских проектов и др.;
  • учебный эксперимент;
  • домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочной деятельности:

  • исследовательская практика обучающихся;
  • образовательные экспедиции;
  • факультативные занятия.

В процессе проектной деятельности учащегося осуществляется оценка уровня сформированности ключевых компетентностей с помощью специальных оценочных процедур. С этой целью разработаны уровневые критерии и бланки успешности. Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию, отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности.

В педагогической деятельности большое внимание автор уделяет решению с обучающимися практико-ориентированных задач, деловым и ролевым играм, моделирующим реальные ситуации. Для этого в школе функционирует издательский центр, где совместно с учениками автор организует информационное сопровождение жизнедеятельности школьного сообщества, занимается изготовлением тематических буклетов, листовок, сборников по итогам проведения школьной научно-практической конференции, публичных отчётов.

Автор считает, что главным достоинством опыта работы по применению метода проектов при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования является возможность изучения наиболее передовых информационных технологий; формирование и развитие умений обучающихся работать в коллективе, принимать ответственность за свои решения; предоставление ребёнку свободы выбора темы, методов работы, понимание важности своей деятельности в общем деле. Важным аспектом деятельности по данному направлению автор отмечает положительную мотивацию обучающихся разных учебных возможностей к выполнению проектов, исследований, успешность детей по презентации продуктов своей деятельности на форумах различного уровня. Всё это в будущем будет являться основой безболезненной адаптации выпускника в условиях информационного общества, поможет реализовать актуальную концептуальную идею современного образования – «обучение через всю жизнь».

 

Литература:

1. Афельд В. Э. Проектная деятельность обучающихся как средство реализации требований ФГОС ООО // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / ред.кол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (5). С. 58–59.