Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность

Воржакова Тамара Анатольевна
Купякова Любовь Михайловна

Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №2, п.г.т.Усть-Кинельский
Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №2, п.г.т.Усть-Кинельский

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Воржакова Т.А., Купякова Л.М. Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 670875


 

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Воспитание патриотизма и гражданственности – одно из приоритетных направлений современной образовательной политики на всех уровнях.

В течение 20 лет прослеживается непрерывность процесса по данному направлению, что всецело помогает объединению народов Российской Федерации. Содержание патриотического воспитания основано на комплексе мероприятий, включающих как юбилеи знаменательных событий в истории ВОВ, так и менее заметных, но не менее значимых страниц истории. Оно включает в себя проведение тематических вечеров, выставок творческих работ и литературных произведений; просмотр художественных фильмов о ВОВ; конкурсов, смотров, игр и викторин военной тематики и других историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических мероприятий. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Патриотическое воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям. Эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины, нести ответственность за неё, вставать на её защиту; готовность к выполнению гражданского долга: служить в вооружённых силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины. Цель патриотического воспитания – формирование патриотизма как интегративно-ценностного качества людей.

Организация патриотического воспитания в школе – сложный процесс, составляющий определённую проблему, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Сущность патриотического воспитания – это деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Таким образом, патриотизм – это особая личностная ценность, направленная на самореализацию, и, предлагающая на основе любви и служению Отечеству, приоритет общественных и государственных интересов над личностными.

Решение проблемы по патриотическому воспитанию должно начинаться на базе начальной школы. Оно должно представлять процесс, в котором взаимопереплетены многие понятия, такие как, «большая» и «малая» Родина, и взаимодополняют друг друга такие ценности как: активная жизненная позиция, готовность взять ответственность за себя, приоритет общественных ценностей над личностными, содружество детей и родителей по формированию в России гражданского общества.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать объединяющей силой, которая может вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение человека.

Одним из основных направлений в системе патриотического воспитания в начальной школе можно выделить военно-патриотическое. Ориентировано на формирование высокого патриотического сознания. Встречи с ветеранами –это возможность из первых уст услышать историю своей страны, побеседовать с очевидцами героического прошлого нашей страны, успеть сказать последнее «СПАСИБО» нашим героям.

Всегда было, есть и будет: защищать Отечество – почётная обязанность, долг. Это дело по плечу сильным духом и телом. Ответственно и нелегко стоять на страже мирного неба своего государства. На протяжении всей истории страны доказано, что наша армия боеспособна, с честью умеет выполнять поставленные перед ней боевые задачи.

Система военно-патриотической работы включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области образовательной и воспитательной деятельности. Формы работы по воспитанию патриотизма: изучение истории и культуры родного края, Уроки мужества, классные часы, участие в конкурсах, экскурсии в музеи, встречи с ветеранами, сочинения и диспуты, уроки гражданственности, презентации, проектно-исследовательская деятельность.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Уделять несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. В учебниках по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира, отправляясь в заочные путешествия.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание в школах сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность работы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.