Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте

Белых Кристина Ивановна
Вовянко Ольга Александровна

Воспитатель, МБДОУ Д/С КВ №11, г. Алексеевка, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ Д/С КВ №11, г. Алексеевка, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Белых К.И., Вовянко О.А. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 667313


 

Режиссерской именуется игра, в которую малыш играет один с несколькими игрушками, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и в одно и тоже время «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации. В иностранных и некоторых российских работах режиссерские игры подчас называются игрой «в окружающий нас мир», повествовательными, проекционными, комбинационными играми или же играми-инсценировками [2, с. 114].

У самого общительного ребенка время от времени появляется вожделение автономно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Зачастую можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошколят, в которой происходит формирование личности детей, их общественного развития и воспитание человечности [4, с.109]. 

Специфика режиссерской игры (в отличие от сюжетно-ролевой) в индивидуальной форме осуществления игры. А также в особенности замещения: если в сюжетно-ролевой игре ребенок берет какую-то роль на себя, то в режиссерской игре он наделяет этой ролью некий предмет, а сам при этом находится за пределами сюжетного действия [8, с. 155].

Дошкольный возраст – этап приобщения малыша к познанию окружающего мира, период его исходной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается именно дошкольный возраст. Высочайшая восприимчивость ребят-дошкольников, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. 

На фоне этих прогрессивных перемен развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточная забота в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, малыши стали меньше разговаривать с окружающими людьми, а ведь общение в значимой степени обогащает чувственную сферу. Современные дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. Отношения с ними зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому работа, направленная на развитие коммуникативных способностей актуальна на этапе предшкольного образования.

Фактором, влияющим на общественное развитие дошкольников, считается установление тесноватого и плодотворного контакта ребят с находящейся вокруг реальностью и социумом. Степенью общественного развития малыша, общественной зрелостью его личности, его общественной компетентности определяется успешность социализации дошкольника, позволяющей ребенку занять достойное место в системе отношений с людьми в находящемся вокруг мире: в группе детского сада и семье [6, с. 254]. 

В старшем дошкольном возрасте у ребят большущее значение приобретают дела с ровесниками, которые напрямую находятся в зависимости от навыка общения со взрослым.

В игре отображается содержание находящегося вокруг малыша мира, имеющих место быть в нем моральных общепризнанных норм и правил. 

Всего 2 десятилетия назад был другим общественный заказ общества и лишь только сейчас, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, научные работники обратились к режиссерской этой игре. Все дело, по всей видимости, в том, собственно что режиссерскую игру непросто увидать со стороны: для начала, она буквально всякий раз индивидуальна; во-2-х, малыш постарается сберечь ее для себя, и вмешательство взрослого нередко ведет к тому, что игра прерывается; в-третьих, играть в нее малыш любит в скрытом пространстве, куда взрослый не всякий раз имеет возможность ввязаться. Все это и увело внимание воспитателей от режиссерской игры, и длительное время она не только не развивалась, но и не приветствовалась, как каждая персональная работа [3, с. 254]. 

Режиссерская игра содержит огромный смысл не только для становления коммуникации в поведении, но и для всего психологического развития дошколят. В режиссерской этой игре - одновременном выполнении различных ролей - от малыша потребуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и какие-то слова, сдерживать собственные движения. Игровые волнения оставляют бездонный отпечаток в сознании малыша. Множественное повторение поступков взрослых, подражание их моральным качествам воздействуют на воспитание этих же свойств у малыша [1, с. 220]. 

Режиссерская игра, как и иные творческие игры, имеет социальную природу и возводится на все расширяющемся представлении малыша о жизни взрослых. Новой сферой реальности, которая осваивается дошкольником в данной этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и работы взрослых. Поведение дошкольника опосредуется образом иного человека. Дошкольник встает на точку зрения различных людей и вступает с другими играющими в дела, отражающие настоящее взаимодействие взрослых. В одно и тоже время увеличивается умение показывать в этой игре дела меж людьми, методы поведения во всевозможных ситуациях, представления о коих ребята черпают из рассказов взрослых, прочтенных книжек, сказок, просмотренных кинокартин. В итоге перед ребенком раскрываются не только критерии поведения, но и их значения для установления и поддержания позитивных взаимоотношений с другими людьми. 

Способность общаться – это дарование или же то, чему возможно научиться? Специалисты по психологии определяют коммуникативные возможности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и сопоставимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя [5, с. 404]: 

  • вожделение вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 
  • умение осуществить общение («Я умею!»), включающее умение выслушать собеседника, умение чувственно сопереживать, умение улаживать конфликтные ситуации; 
  • познание общепризнанных мер и правил, коим нужно идти по стопам при общении с окружающими («Я знаю!»). 

Ребята старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже могут согласовывать собственные воздействия со сверстниками, членами общих игр, соотносить собственные действия с социальными, общепризнанными мерами поведения. Всему вышеперечисленному дошкольник учится в семье, в детской группе и в общении с взрослыми. Мальчик(девочка), который недостаточно разговаривает со сверстниками и не принимается ими по причине неумения осуществить общение, быть увлекательным, находящимся вокруг, испытывает себя уязвленным и отвергнутым. Чем прежде мы заметим данную сторону жизни дошкольника, тем меньше проблемных ситуаций у него станет в грядущей жизни. В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особенная коммуникативная работа, нацеленная на составление отношений. Задача взрослых – помочь дошкольнику вступить в трудный мир взаимоотношений и приспосабливаться к окружающей обстановке в нем, приобретать новых товарищей, отыскивать выход из каких-либо обстоятельств.

Режиссерская игра – одно из средств воспитания коммуникативных способностей у старших дошкольников как части социального развития дошкольников – как зеркало отражает навык общения детей в реальной жизни [7, с. 198].

 

Литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003. 234 с.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1990. 139 с.
  3. Корзун А.В. Весёлая дидактика: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Ульяновск, 2011. 298 с.
  4. Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1999. 151 с.
  5. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981. 446 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 310 с.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 241 с.
  8. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. 209 с.