Английский язык для детей 7-8 лет: программа внеурочной деятельности

Феткулаева Светлана Александровна

Учитель английского языка, МБОУ "Начальная школа № 15", г. Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Феткулаева С.А. Английский язык для детей 7-8 лет: программа внеурочной деятельности // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 666651


 

Информационная карта программы

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа №15»

Название программы

«Английский язык для детей 7-8 лет»

Автор

Феткулаева С.А.

Направленность дополнительной образовательной программы

Социально-педагогическая

Вид дополнительной образовательной программы

Общеразвивающая

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа

7-8 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы

1 год

 

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Английский язык для детей 7-8 лет» имеет социально - педагогическую направленность и предназначена для реализации платных образовательных услуг с обучающимися 1-х классов. 

Социально-экономические изменения, происшедшие в нашей стране в течение последних 5-10 лет, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни общества. Основной целью обучения детей английскому языку является формирование положительной мотивации для дальнейшего изучения иностранного языка. На данной ступени большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у младших школьников желания изучать иностранный язык, коммуникативной и познавательной потребности в общении с зарубежными ровесниками и открытии их мира. 

Целенаправленность и эффективность обучения детей общению на иностранном языке объясняются тем, что на данном отрезке своего развития дети менее замкнуты и застенчивы, чем более взрослые учащиеся. Им также легче добиться хорошего произношения. У них лучше развито чувство ритма и слухового восприятия. Иностранный язык создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей к другой культуре для преодоления в дальнейшем психологического страха в использовании иностранного языка как средства коммуникации. 

Общаясь на иностранном языке в классе, дети знакомятся с зарубежным детским песенным, сказочным и стихотворным фольклором и у них развивается интерес к участию в театрализованных представлениях на иностранном языке. Иностранный язык представляется как ключ в мир игр и приключений. При изучении иностранного языка у детей развиваются коммуникативно-игровые способности проигрывать различные ситуации общения с детьми и взрослыми на иностранном языке. На данном этапе создаются условия для билингвального развития детей. 

Обучение аудированию и говорению на иностранном языке направлено не только на решение традиционных учебных задач, но и является способом введения ребенка в мир иностранного языка, знакомства с жизнью детей из других стран.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. 

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию.

Последовательно реализуются принципы коммуникативного подхода, нацеленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Для достижения указанных целей материал программы включает большое количество коммуникативно-направленных заданий: различных игр, коммуникативных ситуаций. Основанных на песнях, рифмовках и историях, элементах ручной работы и др.

Деятельностный подход позволяет учащимся овладеть способами взаимодействия с миром. Деятельностный аспект обучения выражается в том, что учащимся приходиться осваивать как вербальную деятельность, так и виды невербального самовыражения, то есть учебный процесс представляет собой взаимодействие и решение коммуникативных (проблемных) задач.

Развитие когнитивных способностей учащихся также является одним из основных принципов курса, нашедших воплощение в заданиях на развитие памяти и навыков работы с информацией. 

Инновационной чертой является реализация принципов мультисенсорного подхода, в основе которого лежит задействование в учебном процессе органов чувств. Предлагаются задания с использованием различных звуков, шумов, музыки, изображений, объектов (поделки), мимики, жестов, движения и т.д. Цель этих заданий - активизировать все каналы восприятия информации и тем самым сделать обучение максимально эффективным для всех учащихся. При отборе языкового материала, речевых ситуаций, иллюстративного и аудиоматериалов руководствовалась принципом аутентичности. Учащимся предлагаются отрывки из оригинальных текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, а также стихи, рифмовки и песни.

Социокультурная направленность обеспечивается за счёт включения лингвострановедческих материалов, знание которых необходимо для расширения представлений учащихся о мире. Это дает учащимся начальные сведения о традициях Великобритании, о жизни их зарубежных ровесников, о том, чем они занимаются в свободное время, где любят бывать. Учащиеся узнают о церемонии чаепития и традиционных фургончиках с мороженым, о школьной форме британских школьников и об их любимых местах развлечений – Лондонском зоопарке и парке аттракционов Леголенде.

В программе нашли также отражение межпредметные связи: используются элементы математики, знаний об окружающем мире, труда музыки, географии и истории.

Концепция программы основывается на принципе овладения языком вследствие погружения учащихся в языковую среду. Дети младшего школьного возраста овладевают новым языком без специальных усилий, если, с одной стороны, они постоянно слышат иноязычную речь учителя и дикторов и окружены примерами письменной речи в наглядных материалах, а с другой стороны, эмоционально вовлечены в процесс обучения посредством игр, песен, рифмовок, ручного труда и т.д.

Овладение общими умениями, навыками и способами деятельности является необходимым условием развития и социализации школьников. Целенаправленное и планомерное формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности - один из важнейших принципов, лежащих в основе данной программы.

Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.

Задачи:

1. Познавательный аспект.

  • познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
  • способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; 
  • познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; 
  • формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. 

2. Развивающий аспект. 

  • развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; 
  • развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; 
  • приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
  • формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
  • развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
  • развивать двигательные способности детей через драматизацию;
  • познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене. 

3. Воспитательный аспект. 

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; 
  • приобщать к общечеловеческим ценностям; 
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); 
  • обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой. 

Особенности реализации программы

Основными принципами обучения на начальном этапе освоения иностранного языка являются:

  • Принцип коммуникативной направленности (основная функция – создание условий коммуникации);
  • Принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия (основная функция – максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения);
  • Принцип доступности и посильности (учёт специфики и возможностей возраста).

Для реализации программы на занятиях используются следующие методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, демонстрация видеокурсов. Учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти полученные знания.
  • Репродуктивный. Суть его состоит в многократном повторении заданных педагогом образцов, а основное назначение - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.
  • Частично-поисковый. Основное назначение метода - постепенная подготовка детей к самостоятельному решению проблем.
  • Креативный. Сущность метода - обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
  • Игровой. Используется при реализации программы в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Обучающиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности – говорением, аудированием, знакомятся с английскими звуками, получают первые представления об англоязычных странах и их культуре. 

Так как основная часть детей этого возраста ещё не читает даже на своём родном языке, обучение английскому языку происходит в устной форме. 

Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению английского языка, позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности. 

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер. Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся 3-4 класса, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. 

Драматизация, как никакой другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка, делая процесс изучения английского языка увлекательным, приносящим удовольствие; ставя перед учеником реалистичные цели, успешно, достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше; связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом. 

Тематика программы составлена по принципу Round-up lessons. Поэтому возможно поступательное движение, соблюдение преемственности и поэтапности процесса, которое охватывает все аспекты языковой деятельности: овладение лексикой, грамматику, аудирование, чтение и задания на реакцию и смекалку. Это позитивно мотивирует изучение языка. Лексические и грамматические темы (принцип round-up), повторяясь из уровня в уровень, обогащаются новой лексикой (усложняясь и дополняясь), тем самым углубляя и расширяя языковой уровень учащихся. 

Формы проведения занятий

Занятия по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. 

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. 

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.) 

Режим проведения занятий, количество часов

Программа рассчитана на обучающихя 1-х классов (7-8 лет).

Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут с октября по апрель.

Место проведения занятий: рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Виды деятельности:

  • игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
  • чтение, литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • проектная деятельность;
  • выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Эффективность и результативность работы по данной программе зависит от соблюдения следующих условий: 

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя; 
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; 
  • эстетичность всех проводимых мероприятий; 
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; 
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня; 
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся; 
  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком; 
  • привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.

Результаты обучения по программе «Английский язык для детей 7-8 лет»

  • Личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
  • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
  • Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква и слово.

В коммуникативной сфере: 

I. Речевая компетенция:

  • говорение – вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения;
  • аудирование – понимать на слух речь учителя и одноклассников;

II. Языковая компетенция:

  • адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
  • применение основных правил графического изображения букв и слов;
  • распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.

III. Социокультурная осведомленность:

  • знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных букв, слов;
  • умение действовать по образцу при выполнении заданий;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщение к культурным ценностям другого народа через детские сказки;
  • развитие чувства прекрасного;
  • умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.

Воспитательные результаты:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий: 

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран; 
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; 
  • коммуникабельность; 
  • уважение к себе и другим; 
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях.

Контроль и оценка планируемых результатов освоения программы

На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. 

Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. 

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.

Форма подведения итогов: итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы. 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1.

Приветствия. Знакомство: I am…(Nick). Имена английских мальчиков и девочек.

2

2.

Англоговорящие страны. Приветствия. Знакомство.

2

3.

Как дела? – How are you? 

Glad to see you! Диалог.

1

4.

Приветствия. Сказка-тест про кошку. Who are you?

1

5.

Счет от 1 до 5.

1

6.

Счет по порядку от одного до семи. How old are you? I am six (seven).

1

7.

Счет от 1 до 10.

2

8.

Моя родина. Where are you from? -

Родина английского языка – Великобритания.

1

9.

Кукольный театр. Представление артистов. He/She

1

10.

Винни-Пух и Пятачок – герои английской книги.

1

11.

What is his/her name? Весёлые соревнования.

1

12.

My family. Моя семья: mother, father, sister, brother.

2

13.

Познакомьтесь с моими близкими. Have you got a..?

2

14.

Has he (she) got a…

Лондон и его основные достопримечательности.

2

15.

Рассказ о своей семье. Мои друзья.

2

16.

Названия животных.

2

17.

Множественное число существительных

How many … have you (has he/she) got?

1

18.

Мои игрушки.

2

19.

Большой-маленький, хороший-плохой, старый-новый, высокий-низкий

1

20.

Счёт до 10.

2

21.

Глаголы движения (run, jump, climb).

1

22.

Глаголы движения (skip, sit, stand, fly).

1

23.

Лексическая игра «Ребята и зверята».

1

24.

Части тела.

2

25.

Проект «Мой портрет».

1

26.

Цвета.

1

27.

Мы поём песни и рассказываем стихи о животных.

1

28.

Где мы любим играть? Повторение названий игрушек и животных.

1

 

Итого:

39 часов

 

Литература:

  1. Беспалова В.В. Обучение английскому языку в начальной школе с помощью «пластилинового театра» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 // Первое сентября. 2007. URL: http://festival.1september.ru/articles/415684/ (дата обращения: 29.05.2020).
  2. Бим И. Л. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Начальное общее образование / И.Л. Бим, М.З. Биболетова и др. М.: Астрель АСТ, 2005. 192 с.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с. (Стандарты второго поколения). 
  4. Зайцева Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 // Первое сентября. 2007. URL: http://festival.1september.ru/articles/410128/?numb_artic=410128 (дата обращения: 29.05.2020).
  5. Иванова Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук / Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. М., 2006. 18 с. // Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова. М., 2006. URL: http://www.mgopu.ru/DOWNLOAD/IvanovaNV.doc (дата обращения: 29.05.2020).
  6. Клементьева Т.Б. Счастливый английский: 5-6 кл.: сборник упражнений. М.: Дрофа, 2005. 288 с.
  7. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: монография / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. 104 с.
  8. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие. М.: Дрофа, 2008. 96 с.
  9. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. Донецк: Сталкер, 2010. 320 с.
  10. Пучкова Ю.Я Игры на уроках английского языка: метод. пособие. М.: Астрель, 2005. 78 с.
  11. Сергиенко М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 // Первое сентября. М., 2007. URL: http://festival.1september.ru/articles/412195/ (дата обращения: 29.05.2020).
  12. СидороваВ.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках английского языка в 5-м классе / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 // Первое сентября. М., 2007. URL: http://festival.1september.ru/articles/412471/ (дата обращения: 29.05.2020).
  13. Сидорова В.П. Формирование и развитие навыков диалогического общения на начальной ступени изучения иностранного языка / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 // Первое сентября. М., 2007. URL: http://festival.1september.ru/articles/510846/ (дата обращения: 29.05.2020).
  14. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке / сост.: К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва. М.: Просвещение, 2009. 176 с. 
  15. Требухова Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007 // Первое сентября. М., 2007. URL: http://festival.1september.ru/articles/412170/ (дата обращения: 29.05.2020).
  16. Филатова Г.Е. Ваш ребёнок изучает иностранный язык: памятка для родителей.Ростов-на-Дону: АНИОН, 2010. 24 с.