Пальчиковая гимнастика, как одно из средств развития речи детей

Зонова Наталья Владимировна

Воспитатель, МБДОУ №14, г. Невинномысск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зонова Н.В. Пальчиковая гимнастика, как одно из средств развития речи детей // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 665380


 

Устная речь ребенка формируется в полном объеме тогда, когда движения пальцев рук приобретают достаточную точность. При ритмических движениях пальцами, у ребенка усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть работает двигательная, речевая и сенсорная зоны. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. 

Чтобы определить уровень развития речи детей в первые годы жизни, был разработан метод, когда ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Детям, которым удаются отдельные движения пальцев, относятся к категории говорящих детей. Пока движения пальцев не будут свободными, развития мышления и речи добиться не удастся.

Развитие речи у ребенка находится в прямой зависимости от развития тонких движений пальцев рук. Психологи говорят, что пальчиковая гимнастика, развивает мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Пальчиковые игры – отблеск реальности окружающего мира, отражение предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В игре дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Благодаря этому, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения нужно делать медленно, при этом текст произносить четко и ритмично. Эффективно, при выполнении пальчиковой гимнастики, добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной ручки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша и т.д.

Правила проведения пальчиковой гимнастики:

  1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания
  2. Упражнение начинается с объяснения и показа положения пальцев и кисти рук
  3. От показа переходят к словесным указаниям в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верное положение пальцев рук
  4. Начинаем медленно выполнять упражнения. Если ребенок не может самостоятельно принять правильную позу рук и выполнить движение, педагог или родитель помогает ему:
    • берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним;
    • учит ребенка, самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей руки
  1. Упражнения по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить по 2-5 минут ежедневно с детьми любого возраста.

Самые простые упражнения помогут убрать напряжение с рук, губ, помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, тем самым, развивают речь ребенка. Такие упражнения следует начинать с самого раннего детства, это поможет ребенку скоординировано и ловко работать пальцами, автоматизировать работу обоих полушарий головного мозга.

Левое полушарие во время игры отвечает за речь, а правое полушарие - за развитие фантазии и воображения. Когда связь между ними крепкая, нервные импульсы проходят чаще и быстрей, тем самым активизируются мышление и внимание ребенка, повышается работоспособность головного мозга, создается сверхмощный толчок к познавательной и творческой активности и деятельности.

Чтобы ребенок научился правильно мыслить и говорить, надо научить его видеть, слушать и слышать, перерабатывать, осмысливать информацию, которую он получил из окружающего мира.

Детям, важно давать возможность: пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус» предметы. Благодаря этому, ребенок накопит впечатления и богатый словарь, и «вдруг» заговорит сам. С этого момента речь ребенка становится полноценным средством общения.

 

Литература:

  1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. докл. 24-го Всесоюз. совещ. по проблемам ВНД. М.: Просвещение, 1974. С. 12-25.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2009. 143 с.
  3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Академия, 2010. 284 с.
  4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Владос, 2011. 672 с.
  5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2009. 192 с.
  6. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. Екатеринбург: Паритет, 2005. 204 с.
  7. Винарская Е. Н. Дизартрия. М.: АСТ, 2011. 183 с.