Внеклассное мероприятие «Добрый дедушка, Корней!»

Грузина Зоя Ивановна

Учитель начальных классов, МБОУ "Аганская ОСШ", п. Аган

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Грузина З.И. Внеклассное мероприятие «Добрый дедушка, Корней!» // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 663012


 

Цель: расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Задачи:

  1. Расширить представление о жизни К.И.Чуковского
  2. Обобщить и систематизировать знания о творчестве К.И.Чуковского
  3. Расширить читательский кругозор учащихся
  4. Развивать речь, выразительное чтение.
  5. Развивать образное мышление, любознательность.
  6. Развивать творческие способности, воображение детей.
  7. Воспитывать положительные качества: дружелюбие, чувство товарищества, опрятность, послушание.

Оформление: портрет К.И.Чуковского, выставка его книг, выставка рисунков по произведениям К.И.Чуковского.

Оборудование: мешок с вещами, карточки

 

Ход мероприятия

Учитель:

- Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на праздник, посвящённый творчеству детского поэта - Корнея Ивановича Чуковского. 

-  Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность К.И.Чуковского.

Ученик:

В деревне Переделкино – это под Москвой – 

Жил большой человек с доброй душой.

Он был волшебник, чародей

Со странным именем Корней.

Ученик:

Щёточка усов, смеющийся взгляд –

Рядом с ним всегда было много ребят.

Поэта ласково Чукошей называли

И наизусть все его сказки знали.

Учитель:

- Без книг К.И. Чуковского невозможно представить наше детство. Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки знакомы с его стихами и сказками.

Ученик:

Тара-ра! Тара-ра!

Праздник с раннего утра.

138 лет со дня рожденья чародея

Сказочника доброго Корнея.

Ученик:

Для девчонок и мальчишек

Написал он много книжек.

И поэтому с утра

Веселится детвора.

Ученик:

Веселится вместе с детворой

И сказочный народ

Радуется, в пляс идёт,

Громко песенки поёт.

Ученик:

Воробей и Таракан  

Бьют в огромный барабан.

Пляшет Муха с Комаром,

С Цинцинелой Бибигон.

Ученик:

С Мойдодыром Айболит, 

С Каракулой синий кит.

Ни лаптей, ни сапог не жалея,

Пляшет бабушка Федора с Бармалеем.

Ученик:

Мурочка и Крокодил,  

Тот, что солнце проглотил.

А с Топтыгиным и Лиса.

Вот такие чудеса!

Ученик:

На поляне стол накрыт,  

Самовар уже кипит.

Будет, будет детвора

Веселиться до утра.

Нынче сказочник

Чуковский именинник.

Учитель:

- Книжки Корнея Ивановича Чуковского уже много-много лет дарят нам радость. В них происходят необыкновенные чудеса. Его весёлые, забавные стихи можно распевать, а сказки читать и перечитывать в любом возрасте.

Давайте ещё раз окунёмся в удивительный сказочный мир Корнея Чуковского.

Викторина «Угадай название сказки»

Он показал мальчишке целый мир

Мочалок, пасты, гребешков и мыла.

Кого герой потом благодарил?

Великого чистюлю … («Мойдодыр»)

Он по Африке гулял,

Детей малых похищал.

Ужасно страшным был злодей.

Его звали … («Бармалей»)

В этой сказке всё наоборот:

В мышеловку попал кот,

На суку кукушка лает,

Рядом воробей коровою мычит,

Только крохотный зайчонок не шалит. («Путаница»)

В этой сказке герою слава, почёт.

Его уважает звериный народ.

Он спас их от злодея великана

Рыжего усатого …

А потом зверушки эти,

Веселились, словно дети. («Тараканище»)

Бабочки, букашки, мошки

Мчались в гости по дорожке.

Там пили чай, варенье ели,

Пели, веселились,

Ну, а как пришла беда,

По щелям забились. («Муха Цокотуха»)

В этой сказке от грязнули

Сбежали тарелки,

Умчались кастрюли.

Их вёл Самовар через лес, через поле.

А называется сказка … («Федорино горе»)

Мама, папа, даже дети

С него срывали на рассвете

Лапти, туфли, босоножки,

Калоши, валенки, сапожки.

У ворот оно росло

Чудо расчудесное. («Чудо-дерево»)

Этот доктор всех добрей,

Лечит он больных зверей.

И на помощь скорее спешит,

Лишь услышит их плач … («Айболит»)

В этой сказке крокодил злое дело сотворил.

Но медведь в темноте его отыскал,

Тумаков и пинков хорошенько дал.

Будет помнить злодей, будет знать –

Что очень плохо воровать! («Краденое солнце»)

С утра до вечера в квартире слышен звон,

Уже от звона дом весь ходуном.

Но слышно снова: Динь-ди-лень!

Когда же прекратится эта дребедень? («Телефон»)

Горевал и плакал Мишка,

Что родился без хвоста.

А Лиса свои советы

Ему давала неспроста.

Хвост павлиний нацепил,

Об опасности забыл.

Красотой по лесу щеголял

Лёгкой добычей охотников стал. («Топтыгин и лиса»)

Отважным мальчуганом побеждён был враг-

Злой, кровожадный индюк Брундуляк.

Каждый из нас с мальчуганом знаком.

Храбрец носит имя … («Приключения Бибигона»)

Учитель:

- Послушайте историю написания сказки «Телефон»

Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.

«Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёг

Звонок!»

- Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».

Инсценировка сказки «Телефон»

Учитель:

Мы сказки Чуковского любим и знаем.

С удовольствием сказки эти читаем.

Чтоб жить вам было веселей,

Придумал их все дедушка …

Дети хором: КОРНЕЙ!

Учитель:

- Добро побеждает зло - девиз сказок Корнея Ивановича Чуковского. Они учат нас радоваться, сопереживать, сострадать. Без этих качеств человек - не человек. Ираклий Андроников писал, что "талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь"
«Корзинка с потерянными вещами».

- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, … а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Учитель:

- Послушайте историю написания сказки «Мойдодыр»

Эту сказку он посвятил своей дочке Мурочки – она, будучи маленькой, не хотела умываться и у папы родились строчки: Надо, надо умываться 

По утрам и вечерам, 

А нечистым трубочистам 

Стыд и срам, стыд и срам. 

Инсценировка сказки «Мойдодыр»

Учитель:

- К. И. Чуковский любил высмеивать людские пороки.

Послушаем стихотворение «Обжора»

Ученик:

Была у меня сестра, - 

Сидела она у костра

И большого поймала в костре осетра.

Но был осетёр

Хитёр

И снова нырнул в костёр.

И осталась она голодна,

Без обеда осталась она.

Три дня ничего не ела,

Ни крошки во рту не имела.

Только и съела, бедняга,  

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят,

Да десяток цыпляток,

Да утяток десяток,

Да кусок пирога

Чуть побольше того стога,

Да двадцать бочонков

Солёных опёнков,

Да четыре горшка

Молока,

Да тридцать вязанок

Баранок,

Да сорок четыре блина.

И с голоду так исхудала она,

Что не войти ей теперь

В эту дверь.

А если в какую войдёт,

Так уж ни взад, ни вперёд

Учитель:

- Послушайте историю написания сказки «Федорино горе»

Эту сказку писатель писал очень долго, как он сам признавался строки зарождались в моменты возвращения его подсознания в детство, но создавались в результате упорного и долгого труда. Но вот, однажды летом, когда Чуковский был на даче, он забрёл в глушь и провел там 3 часа. Неподалеку в ручейке копались дети и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеёк шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке. Воодушевлённый Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома. Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так была написана сказка «Федорино горе», которая учит детей аккуратности, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте.

Инсценировка сказки «Федорино горе»

Учитель:

- А сейчас, каждый класс выполнит задание - соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

1. Айболит

2. Воробей

3. Крокодил

4. Комар

5.Федора

6.Медведь

7.Бабочка

8. Лисички

Зажгли море.

Проглотил солнце.

Помыла свою посуду.

Вернул солнце в небо.

Потушила море.

Спас Муху – Цокотуху.

Съел таракана.

Вылечил зверей.

 

Учитель:

- Послушайте ещё одну историю написания сказки «Айболит»

История с этой сказкой не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки её давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки: О, если я утону, 

Если пойду ко дну… 

Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты: И пришла к Айболиту коза: 

- У меня заболели глаза! 

Прилетела к нему сова: 

- Ой, болит у меня голова! 

И только через несколько дней появились строки: И пришла к Айболиту лиса: 

- Ой, меня укусила оса! 

И пришел к Айболиту барбос: 

- Меня курица клюнула в нос. 

Инсценировка сказки " Айболит"

Учитель: 

- К. И. Чуковский очень любил фантазировать. Посмотрит на какой-нибудь предмет и тут же он оживает.

Послушаем стихотворение «Ёлка»

Ученик:

ЕЛКА

Были бы у ёлочки  

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на ёлочке  

Игрушки -

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на ёлочке  

Матрёшки

И захлопали б от радости

В ладошки.

Потому что у ворот

Постучался Новый год!

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой!

Учитель:

- К. И. Чуковского очень забавляли детские высказывания. Детям он посвятил свою книгу «От двух до пяти», в которую всю жизнь собирал детские «речения», как он их называл.

Давайте заглянем на её страницы.

- Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!

 - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

- Бабушка! Ты моя лучшая любовница!

- Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.

- Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

- Бабушка, ты умрешь?

- Умру.

- Тебя в яму закопают?

- Закопают.

- Глубоко?

- Глубоко.

- Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!

Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.

- Зачем ты это сделал?

- Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.

Тане прочитали сказку «О золотой рыбке», после чего она сказала6

- Вот глупый старик, – возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.

- Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

Маленький Саша обиженно высказывает своим родителям:

- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.

Учитель:

  - Закончить наше мероприятие хочется стихами:

Ученик:

Пусть много детвора читала, 

Пускай тут каждый эрудит.

Чудесных книг еще немало

Прочесть нам в жизни предстоит.

Учитель:

Закончен праздник. Он у нас

Рассчитан на один лишь час.

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!