Звуки [р], [р’], [л]: конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группе на логопункте

Шарапова Ольга Александровна

Учитель-логопед, МАДОУ "Курманаевский детский сад № 1 "Теремок", с. Курманаевка, Оренбургская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шарапова О.А. Звуки [р], [р’], [л]: конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группе на логопункте // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 655010


ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье "Звуки [р], [р’], [л]: конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группе на логопункте"


 

Содержание данного конспекта может быть использовано для проведения индивидуальных логопедических занятий как в полном объёме, так и отдельными упражнениями в зависимости от поставленных коррекционных задач.  Могут использовать воспитатели для проведения фронтальных занятий в группах любой направленности (общеразвивающей, комбинированной или компенсирующей).

 

Тема: «Звуки [р], [р’], [л]»

Лексическая тема: «Весна. Приметы Весны.»

Цель: автоматизировать произношение звуков [р], [р’], [л] на новом лексическом материале

Задачи:

  • развитие слухового внимания; 
  • развитие артикуляционной моторики;
  • упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев;
  • развивать навыки чтения;
  • развивать логическое мышление – учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы;
  • уточнение и расширение знаний о весне и её признаках;
  • упражнять в образовании и активном использовании относительных прилагательных в словосочетаниях (весенние звуки, весенний лес, весенние приметы, весенняя капель);
  • развивать координацию речи с движением;
  • упражнять в составлении предложений по картинке.

Оборудование: пейзажные картинки: «Ранняя весна», «Поздняя весна» (пособие Коноваленко В.В.), карточки-схемы звукобуквенного анализа названий весенних месяцев (на каждого ребёнка по одной карточке); простые карандаши; запись пьесы П.И. Чайковского. «Подснежник»; Аствацатуров Г.О. CD «Учимся правильно говорить»; проектор; магнитофон; Гавришева Л.Б. CD запись №55; индивидуальные зеркала для каждого ребёнка; логопедическая раскраска «Приметы весны».

 

Ход занятия:

I. Орг. момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.)

Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник». Дети встают рядом со стульчиками. Логопед выключает магнитофон и предлагает отгадать загадку.

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает? (Весна)

В.И. Мирясова

 

Молодцы! Это весна. О чём мы сегодня будем говорить? О весне. За какими звуками мы стараемся следить и проговаривать чётко? (Р, Л)

II. 1. Упражнение «Весенние звуки» (Развитие слухового внимания.)

Логопед спрашивает у детей какие звуки можно услышать весной в природе. Выслушивает ответы детей. Послушайте звуки весеннего леса. Логопед включает CD «Учимся правильно говорить».

Какие звуки вы услышали?

  • шум ручья,
  • пение птиц,
  • звон капели,
  • шум ветра.

Повторное прослушивание весенних звуков. Какие звуки вы слушали? Звуки весеннего леса. 

Индивидуальное и хоровое проговаривание словосочетания "весенние звуки" (Упражняем в активном употреблении прилагательных).

2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.)

Логопед предлагает сесть к зеркалам размять язык, губы и щёки «поиграть с ними», чтобы чётко произносить все слова.

а) упражнения для щёк, губ:

  • «На реке трескается лёд плывут льдины». Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  • «Пускаем кораблики. Кораблики плывут по волнам» Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
  • «Исхудавшие за зиму зверята» Втянуть щёки, затем вернуться в исходное положение.

б) упражнения для языка:

  • «Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «Острый» и «широкий» языка.
  • «Лужи» Открыть рот, положить «Широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинуть его сначала в левую, затем в правую сторону.
  • «Звенит капель». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд». 
  • «Лопаются почки на деревьях». Приклеить «широкий» язык к верхним зубам с внутренней стороны «язычок прилип».

3. Повторение весенних месяцев.

1) Упражнение «Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай!» (Звуко-буквенный анализ и синтез слов, вписывание букв в индивидуальные карточки-схемы.)

Какие весенние месяцы вы знаете? В названии какого месяца есть звук [р], [р’]. (Март, апрель.) В названии какого месяца есть звук [л’]. (Апрель.) В названии какого месяца нет этих звуков. (Май.) Сколько звуков в слове март (апрель, май)? У каждого из вас есть схема какого-то месяца. Вам надо подобрать весенний месяц и вписать в схему соответствующие буквы.

2) Игра «Раз-два-три».

  • на «раз» поднимают карточку-схему первого месяца весны и называют его;
  • на «два» - второго месяца;
  • на «три» - третьего месяца.

3) Игра «До-между-за» – закрепление последовательности месяцев, развитие временной ориентации.

4. Упражнение «Ранняя-поздняя весна» (Развитие логического мышления – учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы). 

Логопед предлагает детям взять с мольберта каждому ребёнку по две картинки с приметами весны и выложить их по порядку от ранней весны до поздней. Коллективное обсуждение причинно-следственной связи между картинками.

Как вы думаете к какому месяцу какие картинки относятся. Значит ранняя весна - это март, поздняя весна – это май.

5. Пальчиковая гимнастика «Клён» (Координация речи с движением)

Поиграем в игру «Клён». Для этого вы превращаетесь в молодые весенние клёны.  Какие клёны? 

Индивидуальное и хоровое проговаривание словосочетания "весенние клёны". Повторяйте за мной движения. Дети стоят, повернувшись лицом в круг.

 

За окном сосульки тают,

Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки  на поясе.

Ветер тучи рвёт в клочки.

Руки вверх. Наклоны туловища влево-вправо.

Разжимает, разжимает

Клён тугие кулачки.

Руки перед грудью. Локти опущены вниз. 

Разжимают кулачки.

Прислонился клён к окошку.

Наклоны влево-вправо.

И едва растает снег,

Приседают. Руки на пояс.

Мне зелёную ладошку

Поворачиваются лицом друг к другу. Показывают правую ладошку (ладошкой вверх), а затем левую.

Клён протянет раньше всех.

Протягивают друг другу правые руки. Рукопожатие. Затем левую. 

 

С. Коган

 

6. Игра «Передай подснежник». Припоминание примет весны в природе (уточнение и расширение знаний о весне и её признаках).

Сейчас мы будем передавать подснежник друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. 

Логопед: Солнце светит ярко и пригревает. Передаёт подснежник стоящему рядом ребёнку.

На солнце снег начал таять.

Появились первые проталины вокруг деревьев.

На проталинах зазеленала травка.

На проталинах появились  (прорастают) подснежники.

Побежали весёлые ручейки

Ночи стали короче, а дни длиннее и т. п. 

7. Подвижная игра «Кап! Кап! Кап!» (Развитие координации речи с музыкально-ритмическими движениями.)

Дети стоят по кругу, повернувшись лицом в центр круга. Логопед включает магнитофон [5, на CD №55].

Звонко с крыши капли скачут.

«Пружинка», руки сложены «домиком» над головой.

Кап! Кап! Кап!

Три ритмичных хлопка в ладоши.

Под окном сосульки плачут.

«Пружинка».

Кап! Кап! Кап!

Попеременно топают ногами.

Скачут капли мне в ладошку.

Ритмично стучат указательным пальцем правой руки по левой.

Кап! Кап! Кап!

Ритмичные хлопки

И на бабушкину кошку.

Приставляют ладошки к голове – «ушки».

Кап! Кап! Кап!

Прыжки на месте.

На ступеньки, на перила

Ритмично шагают на месте.

Кап! Кап! Кап!

Хлопки.

Кошка даже рот открыла.

Ритмично указательными пальцами дотрагиваются до щёк.

Кап! Кап! Кап!

Прыжки.

Звонко капли скачут с крыши.

Шлёпают ладонями по коленкам.

Кап! Кап! Кап!

Стучат кулачками.

К нам весна идёт, мы слышим.

Идут маленькими шагами к центру.

Кап! Кап! Кап!

Хлопки

 

8. Упражнение «Составь предложение» (автоматизация звуков) 

Составьте предложение о весенних приметах по картинке [3, с. 471] 

  • Весной светит яркое солнышко. 
  • На крышах появляются длинные сосульки. 
  • На проталинках расцветают первые подснежники. 
  • Прилетают чёрные грачи и начинают строить гнёзда.
  • На деревьях набухают почки.

III. Итог. Как вы думаете, кто сегодня сам следил за своим произношением и не делал ошибок. Кому было сложнее всех. Домой вы возьмёте раскраску «Весна» и ещё раз расскажите о весенних приметах, весенних звуках (Приложение №4). Превратитесь в молодые весенние клёны. Повторите слова со звуками Р, Л. А это какие слова? 

Проталины, грачи, пригревает, травка, ручейки, короче, яркое, крыши, расцветают, первые, строят.

Зазеленела, появились, длиннее, солнышко.

 

Литература:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР: методическое пособие. М.: ГНОМ и Д, 2006.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Картинный материал. М.: ГНОМ и Д, 2006.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  4. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2006.
  5. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.