Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста

Каракоцкая Анастасия Николаевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад 14", г. Гай

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Каракоцкая А.Н. Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 641775


 

В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования, а также требованиями нового ФГОС. Сегодня особую популярность обретают образовательные системы, в которых педагоги создают условия для развития личности самого ребёнка.

Познавательная активность является чрезвычайно важным в организации образовательной деятельности в дошкольном возрасте, имеет довольно яркую эмоциональную окраску, проявляется интерес к наблюдениям, описаниям, впечатлениям.

Исследуя и познавая мир, ребенок делает массу открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей его действительности.

Познавательная активность (интерес) – это один из сильнодействующих мотивов в человеческой деятельности. Интерес к приобретению знаний формируется у дошкольников только при условии определенной организации педагогом процесса воспитания и развития ребёнка. Воспитателю необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов дошкольников и общие закономерности психического развития ребенка.

Ребенок дошкольного возраста постоянный экспериментатор, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Активность и познавательный интерес ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала.

Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии в группе предметно-пространственной развивающей среды.

Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.

Центр «Познавательное развитие»

В своей группе «Центр познавательное развитие» расположила вблизи источника естественного света (окна) - осуществляется сменяемость материала по мере изучения, подобран знакомый детям материал, предназначенный для закрепления.

- подобрала предметы таких размеров, чтобы ребенку было удобно с ними манипулировать - предусмотрены задания различной степени сложности. Созданы условия для самостоятельной работы.

«Центр» организуется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Мною были сделаны различные дидактические пособия:

Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).

Лото, домино в картинках.

Картинки с изображением частей суток и их последовательности.

Мелкая и крупная геометрическая мозаика.

Развивающими элементами служат скрепки, бельевые прищепки, бусы, шнуровки.

Наборы разрезных и парных картинок (из 6-10 частей).

Игры для интеллектуального развития разнообразной тематики и содержания. Наглядно – дидактические пособия, серия «Мир в картинках»:

  • Бытовая техника
  • Посуда

Центр детского творчества

Целью создания данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. Параллельно с центром детского творчества функционирует «Наш вернисаж» - место обобщения результатов детского творческого труда, здесь имеется прекрасная возможность для организации выставок рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и в содружестве с родителями.

Центр «Сенсорного развития»

Центр оборудован привлекательными и яркими предметами: мозаикой, вкладышами-формами, наборами картинок для группировки, коробочками с разными мелкими предметами. Действия с материалом данного центра способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.

Для формирования у детей интереса к исследовательской работе, и формирования у них представлений об окружающем мире в группе я создала научный центр «Исследования и науки». Маленькие почемучки проводят несложные опыты и учатся делать новые открытия.

С детьми проводили опыты со снегом, с водой «Тонет не тоне» (пластмасс, камень, бруски, с мыльной водой, также проводили опыты, делали воду сладкую, соленую, белую (крахмал). Рассматривали разновидности бумаг.

Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Центр физкультуры

В центре размещено физкультурное оборудование: кегли, флажки, ленты, дуги, гимнастические палки, резиновые и набивные мячи, массажные коврики, которые создают благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей и формирования положительных эмоций.

Центр сюжетно-ролевой игры.

В этом центре множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности.

Задачи центра: развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры; соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Центр «ПДД»

В данном центре имеется большой арсенал транспорта – от пассажирского до грузового и специального. Макет с изображением улиц и построек дает возможность для развертывания сюжетов и вовлечения в игру большого количества участников. Мною были сделаны дидактические игры: «Назови транспорт», «Разложи правильно светофор», «Сложи пазлы различного транспорта», также сделан лэпбук по ПДД.

Создавая развивающую среду, я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.

В процессе организации работы, по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе особое внимание уделяю созданию условий для развития познавательного интереса. Для этого все центры пополняю яркими, полифункциональными атрибутами, которые могут быть использованы детьми в различных видах игр и детских занятиях.

Правильно организованная предметно-развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулирует общение, познавательные процессы. Любознательность способствует развитию таких качеств как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Мне очень нравится придумывать и изготавливать для детей что-то интересное, необычное, чтобы ещё больше заинтересовать их. Каждый раз, когда я знакомлю детей с новым нестандартным пособием, они так радуются, что ещё больше стимулирует меня на изготовление чего-то интересного. В процессе изготовления, у меня появляется множество идей многофункционального использования этого оборудования. Дети тоже с удовольствием находят множество вариантов его использования и применения, как на основе приобретенных знаний и умений, так и проявляют свое творчество. Иногда я нахожу новое применение уже давно изготовленному пособию.

К изготовлению пособий и оборудования своими руками, мною предъявляются следующие требования: в первую очередь любое оборудование должно быть безопасным, эстетичным, ярким, удобным в применении, многофункциональным. Надеюсь, что созданные мною пособия помогут в развитии познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста.