Ярмарка талантов: проект творческой мастерской

Хлесткова Людмила Анатольевна

Воспитатель, ГБОУ ООШ № 7 СП "Детский сад № 5", г. Сызрань, Самарская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хлесткова Л.А. Ярмарка талантов: проект творческой мастерской // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 634559


 

Творческая продуктивная познавательная речевая деятельность. 

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

1. Участники творческой мастерской – дети подготовительной группы и родители, педагоги.

2. Цели и задачи деятельности творческой мастерской.

Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства. 

Задачи:

  • Познакомить детей с историей и видами декоративно- прикладного искусства.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатами труда.
  • Стимулировать речевую активность через общение со взрослыми и сверстниками.
  • Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а также расписывать вылепленные детьми игрушки.
  • Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности. 

3. План деятельности творческой мастерской

1. Предварительная работа: беседы: «Филимоновские игрушки-свистульки», «Дымковские мастера», «Веселые матрешки», «Что такое хохлома?», «Гжель сине-голубое чудо»; проведение экскурсии в ИЗО студию детского сада на выставку народных игрушек и промыслов; проведение родительского собрания « Русь – красавица мастерами славится». 

2. Организация рабочего пространства для проведения творческой мастерской. 

Оформление уголка по ИЗО деятельности: подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи); подбор картотек: хороводных , подвижных народных игр: « Кто у нас хороший?» , «Каравай», «Чайничек с крышечкой» , Гори, гори ясно»; подбор настольно- печатных игр. 

3. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность. 

Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки», «Дымковская лошадка»; аппликация «Дымковская деревенька»; рисование: матрешек, «Укрась тарелочку», «Гжель»; изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов, раскрашивание тематических раскрасок. рисование отдельных элементов по мотивам народных росписей; прослушивание русских народных песен, мелодий; разучивание народных хороводных танцев, игр, игра на ложках и народных инструментах: рожок, бубен, колокольчик, гусли; подготовка и проведение презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами. «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»; проведение: дидактических игр «Найди отличие», «Собери картинку», «Составь узор»; музыкально- дидактических игр «Угадай инструмент»; сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем»; игры-инсценировки по мотивам народных потешек; чтение произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов: «Коляда, коляда, ты подай пирога»; разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; рассматривание тематического альбома «Народные промыслы». 

4. В выходные дни предложить посетить с детьми Этнографический музей. 

5. Консультации для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре», «Роль народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей». Проведение познавательно-исследовательской деятельности «Из чего же, из чего же?» (дерево - матрешки, хохлома; глина- дымка и т. п.), «Что такое валенки?». 

6. Совместное создание в группе мини- музея декоративно-прикладного искусства и народных игрушек с участием родителей. Участие родителей в подборе наглядного материала и литературно-поэтических произведений. 

Посещения мастер-класса по прикладному творчеству. Проведение выставки «Ярмарка талантов». 

Заключительный этап: Викторина «Матрешкины загадки». Выставка совместных творческих работ детей и родителей на музыкальном развлечении «Ярмарка талантов». Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада. 

4. Перечень материалов и художественных и изобразительных средств

  • Образцы узоров по мотивам народных росписей: дымковских игрушек, гжели, хохломы, филимоновских игрушек.
  • Рисунки- шаблоны.
  • Разделочные доски с городецской росписью.
  • Дымковские, филимоновские игрушки, вылепленные из глины, окрашенные белой гуашью (заготовки).
  • Кисточки рисовальные и клеевые. 
  • Гуашь разных цветов, салфетки, подставки, баночки с водой.
  • Пластилин, глина.
  • Клей ПВА, клей – карандаш.
  • Цветная бумага, 
  • Альбомы репродукций (графики, живописи, декоративного искусства). 

5. Форма презентации продукта деятельности творческой мастерской 

Выставка совместных творческих работ детей с родителями осуществляется на «Ярмарке талантов», где дети рассказывают о работах, поделках, комментируют, обмениваются сувенирами. 

6. План - схема творческой мастерской (рисунок).

 

Сроки

Этапы (алгоритм)

Направление деятельности

Материалы

Предполагаемый результат

Сентябрь-октябрь

1.Подготовительный этап

Презентация, беседы.

Организация пространства для проведения творческой мастерской.

Подготовка образцов, шаблонов, нахождение необходимого методического материала.

Организация родителей на практические занятия в творческой мастерской.

Схемы этапов работы.

Мотивация детей и родителей на совместную деятельность

Обсуждаются детские предложения – что можно сделать, как это можно сделать.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, народными игрушками.

 

Готовность детей и родителей к работе в творческой мастерской

Чтение литературных произведений, рассматривание образцов, альбомов народно-прикладного искусства.

Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.

Обновление РППС игрушками и литературными источниками

Ноябрь-февраль

2. Основной этап

Воспитатель приглашает детей пройти в мастерскую, выбрать необходимый материал для работы и обсудить, как будут изготавливаться работы каждым ребенком индивидуально, группами или парами. Самостоятельное деление детей на подгруппы или пары.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает вспоминают приемы вырезывания, лепки, рисования, последовательность выполнения аппликации или рисунка. 

Дети подбирают наиболее удачный материал для работы, вырезают, рисуют, лепят, располагают на листе бумаги.

Различные образцы, схемы, модели их выполнения, а также цветная бумага разной фактуры, пластилин (глина) и инструменты, необходимые для выполнения аппликации или рисунка.

Совместное участие в творческой продуктивной деятельности. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваясь друг с другом.

Март-май

3. Заключительный этап:

Вместе с детьми и родителями воспитатель рассматривает получившиеся работы, обсуждает результат деятельности, сравнивает их с замыслом. Подведение итогов. Проведение рефлексии. Проведение выставки «Ярмарка талантов». Обмен сувенирами.

Материалы для аппликации, лепки, рисования.

Развитие творческих способностей;

удовлетворение потребности детей в самовыражении.