Все в доме: методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы для средней возрастной группы

Василенко Татьяна Владимировна

Музыкальный руководитель, МКДОУ ШР "Детский сад № 9 "Подснежник", г. Шелехов, Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Василенко Т.В. Все в доме: методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы для средней возрастной группы // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 625047


 

Цель: формирование слуховых и телесных ощущений основных выразительных средств музыки: высоты (высоко – низко) и длительности (долгий (длинный) - короткий) звука.

Образовательные задачи:

  • формировать у детей основные понятия, связанные со свойствами звуков и закреплять эти понятия в речи: высоко – низко; долгий (длинный) - короткий;
  • продолжать учить петь слаженно, естественным голосом, без напряжения;
  • побуждать к самостоятельному исполнению в оркестре маленьких жанровых пьес в двухчастной форме со сменой инструментов (или их заменителей) на границе частей.

Развивающие задачи:

  • способствовать самостоятельному поиску воспитанниками способов извлечения звука из пластиковой посуды;  
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости детей на музыку в активной коллективной творческой деятельности.

Воспитательные задачи:

  • продолжать формировать коммуникативные навыки детей: умение работать в коллективе, подгруппой, индивидуально.

 

Ход занятия:

 

Дети проходят и свободно располагаются в зале.

Педагог: Ребята, вы замечали, как много звуков окружает нас – целый океан! Например, вот сейчас вы шли по коридору детского сада и отовсюду до вас доносились звуки. Вы их сможете перечислить (да)? Тогда назовите их (смех ребят, играющих в спортивном зале, музыка, сопровождавшая игру, голоса взрослых, звуки, доносившиеся из кухни).

Педагог: А что особенного можно услышать у себя дома и как с этими звуками можно поиграть (незнаем)? Что же нужно сделать, чтобы услышать звуки своего дома (оказаться у себя дома)? Верно, тогда отправляемся прямо сейчас в гости к (дети предлагают себя) … Покружись, покружись в гости к Саше перенесись. Ага, а вот и подъезд, а вот и дверь Сашиной квартиры. Как нам попасть в неё (позвонить, постучать)? Звоним в дверной звонок (имитирует нажатие звонка), ничего неслышно, наверное, он сломался. а как ещё можно попасть в дом (можно постучать, позвонить по телефону хозяину, и он откроет). Что будем делать (постучим в дверь). Вот только сделаем это, придумав песенку каждому стуку. Кто из вас ребята готов проявить себя (вызвавшиеся дети составляют ритмические цепочки условными знаками, все вместе прохлопываем их)? Какие звуки вы, ребята, взяли, чтобы составить такой интересный стук (долгий (длинный) - короткий)? Тогда вам и двери открывать (имитация движения). Проходите, ребята. Интересно, кто нас будет встречать, скажи Саша (мама, папа, сестрёнка)? Что же первым нужно сделать, когда приходишь в незнакомый дом (поздороваться, представиться)? Приготовьте свои ладоши - будем приветствовать хозяев ими (дети вместе с педагогами отхлопывают слово «здравствуйте», и по очереди отхлопывают своё имя – например - Таня, Танечка). 

Педагог (нюхает воздух): Чувствуете, какой запах доносится из кухни, интересно, чем же мама Саши собирается нас угощать (блинами, пирогами, ватрушками…и т.д.)? Ой, нас так много, а стряпает только одна мама Саши - справиться ли она (давайте ей поможем)? С чего начнём (я хочу пироги с картошкой)? Приступаем!

Танец «Пицца» (семинар-практикум Т.Э. Тютюнниковой) – в композиции 3 части, педагог меняет движения в зависимости от того, какой продукт будут готовить. 

Педагог: Интересно бы знать, какие звуки ждут нас на кухне? Смотрите, что мама Саши оставила на столах, правильно, посуду (цветная пластиковая одноразовая посуда – тарелки. стаканчики и ложки). Как вы думаете, издаёт ли она звуки, а какие? Чтобы это проверить, глазами выберете ту посуду, на которой хотели бы поиграть. Выбрали, а теперь отправляйтесь к ней по дорожке, пропевая длинный (долгий) звук (дети проходят к выбранной посуде, пробуют её звучание. Педагог вместе с детьми опытным путём выясняет, каким способом можно извлечь из посуды звук: стучать ложкой по тарелке, тереть тарелку об тарелку). И что же будем с ней делать? Конечно, на ней играть, а исполнять будем под знакомую нам музыку, если узнаете её - дайте мне знать. Правильно, «Весёлый бубенчик». А как же мы назовём наш оркестр, если в руках у нас не бубенчики, а самая настоящая посуда (посудный, тарелочковый, кухонный)?  Какая посуда будет начинать? Играем.

Оркестр «Весёлый бубенчик» (И. Каплунова «Наш весёлый оркестр», диск №1/8 ) – дети, выбирая тот или иной «инструмент», располагаются напротив друг друга. 

Педагог: Здорово у нас получилось! Интересно, а чтобы на это сказала нам мама Саши? Думаете, что ей понравилось и она вовсе не была бы против?  Я тоже так думаю. А как же нам поблагодарить маму Саши за возможность играть на кухне с посудой (спеть песню)? Вот только перед тем, как её исполнить предлагаю вспомнить правила пения (дети пытаются самостоятельно рассказать о правилах пения, если затрудняются - педагог показывает иллюстрации. как подсказку). И так, правильно петь – значит … слышать не только себя, но и друзей, которые находятся слева и справа от тебя, воспитателей, и конечно же музыку. Какими голосками будем петь (высокими, лёгкими), и мальчики тоже (да)? Тогда свои высокие лёгкие голоски достаньте и посадите на губки и отправьте своим любимым мамам песню. 

Песня по выбору детей 

Педагог: Удалось ли вам в пении слышать голоса друзей? Ты кого, Катя, слышала, а голос Натальи Владимировны? А музыку? – это значит, что вы пели…правильно. Кстати, вы заметили каким голосом пели мы с Натальей Владимировной? Правильно, высокими. А если я вас попрошу представить чей-то голос, вы сможете это сделать? Тогда ложитесь на ковёр, закрывайте глаза и попробуйте услышать (представить) голос своей мамы. Всем удалось услышать голос? Скажите, какой он для вас (высокий, звонкий, мягкий, нежный, ласковый, тоненький, родной, добрый)? А теперь попробуйте представить голос своего папы (он низкий, тяжёлый, грубее, чем у мамы, но всё же добрый и родной).  Вы замечательно справились с заданием, а это значит, что различить голоса в музыкальной картинке вам не доставит никакого труда. А называется она так – «Папа с мамой разговаривают», возможно Сашины, я и небольшое стихотворение знаю на эту тему:

Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.

Слышу: мама говорит. Слышу: папа говорит.

Без труда могу я сам их узнать по голосам:

Мамин – звонкий, серебристый; папин – низкий и басистый.

И так, слушаем. Вот только как же я узнаю, что вы услышали тот или иной голос, если слушая музыку, разговаривать не желательно? Правильно, показать каждый голос рукой: когда зазвучит мамин голос …. поднимем руки вверх. А почему (голос то у мамы высокий)?  А когда услышите, что заговорил папа, то, как поступите (сразу опустим руки на колени)? А почему (потому что голос у папы низкий)? Молодцы!

Слушание «Папа и мама разговаривают» музыка И. Арсеева (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» средняя группа диск№2/34)

Педагог (смотрит на часы): Ой, что - то мы задержались в гостях, пора возвращаться в детский сад! Но прежде расскажите, где мы с вами были и чем занимались? Оказывается, как много звуков можно найти в своей квартире и интересных игр с ними придумать! Вот и я приготовила вам листочки, на которых изображены предметы, которые издают разные звуки. Предлагаю каждому из вас составить и зарисовать песенку, которую смог бы спеть этот предмет (дверь, крышка кастрюли, собака, телефон, вода в кране). Нам осталось лишь попрощаться с хозяевами этого гостеприимного дома и каждый из вас сделает это по-своему (дети отхлопывают, топают, стучат по коленям и т.д. слово «до свидания»). Покружись, покружись – в детском саду окажись!

Комментарии: логичным в данном случае будет переход в свободную деятельность - дети, проходя по коридору от музыкального зала до групповой комнаты, самостоятельно или с подачи воспитателя будут прислушиваться и вычленять окружающие их звуки.

 

Литература:

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. М.: Детство-Пресс, 2015. 656 с.
  2. Каплунова И. Наш весёлый оркестр. СПб.: Невская нота, 2017.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день (средняя группа): конспекты музыкальных занятий. СПб.: Композитор, 2010.
  4. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм! СПб.: Композитор, 2010.
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Вступивший в силу с 1 января 2014 года. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013.