Развитие многоуровневого управления движениями у дошкольников в играх и упражнениях по классификации Н.А. Бернштейна: консультация для инструкторов по физической культуре

Дубова Нина Семеновна
Мурадян Екатерина Сергеевна

Инструктор по физической культуре, МДОБУ «ДСКВ № 6», г. Всеволожск, Ленинградская область
Инструктор по физической культуре, МДОБУ «ДСКВ № 6», г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дубова Н.С., Мурадян Е.С. Развитие многоуровневого управления движениями у дошкольников в играх и упражнениях по классификации Н.А. Бернштейна: консультация для инструкторов по физической культуре // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 610053


 

План:

  1. Краткая автобиография Николая Александровича Бернштейнасоветского врача-невропатолога и физиолога, педагога, создателя нового направления исследований – физиологии активности;
  2. Классификация основных уровней организации движений по Н. А. Бернштейну.

 

 

В непрерывной образовательной деятельности по физической культуре применяются основные методики и технологии на базе основной образовательной программы дошкольного образования, а также используется методика «Развитие физических качеств» по классификации Н.А. Бернштейна для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. 

Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) по образованию был врач-невропатолог, и в этом качестве он работал в госпиталях во время гражданской и Великой Отечественной войн. Но наиболее плодотворной оказалась его работа, как экспериментатора и теоретика в целом ряде научных областей – физиологии, психофизиологии, биологии, кибернетике.

До работы Н.А. Бернштейна (1947) в физиологии бытовало мнение, что механизм движения укладывается в рамки описания рефлекторной дуги: стимулирование процесса его центральной переработки – двигательная реакция. Бернштейн считал, что эта схема может описывать простое движение, например коленный рефлекс. Но для сложных двигательных актов Бернштейн предложил совершенно новый способ управления движения: принцип сенсорных коррекций. Бернштейн полагал, что окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него постоянно будут вноситься поправки или коррекции. 

Из принципа сенсорных коррекций вытекает следующий пункт теории Бернштейна – схема рефлекторного кольца, а уже от «рефлекторного кольца» перекидывается логический мост к теории уровней построения движений Н.А. Бернштейн (1947) выделил пять основных уровней организации движений:

- уровень А – руброспиналъный, уровень кинетической регуляции, самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует важным аспектом любого движения – тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Самостоятельно уровнем А регулируются следующие немногочисленные движения: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато в фортепианной игре, удержание позы в полетной фазе прыжка и другие. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. 

-уровень В – «уровень синергий». Таламополидарный уровень. На нем перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, хорошо осведомлен о том, что делается в пространстве тела. Принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берёт на себя задачу внутренней координации сложных движений (двигательных ассамблей). К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства (гимнастика, потягивания, мимика и другие).

-уровень С – «пространственного поля». На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, то есть вся информация о внешнем пространстве, поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и прочее. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазание, бег, прыжки, акробатические движения; упражнения на спортивных снарядах; движения рук пианиста, машинистки, баллистические - теннис; прицеливание и другие. Нижний подуровень пространственного поля С1 осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения. Верхний подуровень С2 обеспечивает максимальную целевую точность. 

- уровень D – «предметных действий», теменно-премоторный корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически монопольно принадлежит человеку. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. В них не фиксирован двигательный состав, а задан лишь предметный конечный результат.

-уровень Е – «интеллектуальных двигательных актов»: речевых движений, движений письма, движения символической, или кодированной речи – жестов глухонемых, азбуки Морзе и других. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В целом, в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых» уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения. В то же время каждая двигательная задача находит себе, в зависимости от своего содержания и смысловой структуры, тот или иной уровень, который наиболее подходит для ее разрешения. 

Основываясь на теории Н.А. Бернштейна, была составлена картотека игр и упражнений, играя в которые, у воспитанников активизируются участки головного мозга, отвечающие не только за координацию движений, но и за речевые центры. Представляем Вам некоторые из них:

Игры и упражнения по классификации Н.А. Бернштейна:

«Слушай хлопки»

Цель: закреплять умения выполнять построение – круг, действовать по звуковой команде, развивать внимание, равновесие.

Содержание: дети идут по кругу. Педагог хлопает в ладоши один раз. Дети останавливаются и принимают позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Возобновить ходьбу. Два хлопка - Принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки на полу между ног). Повторить.

«В магазине зеркал»

Цель: развивать умение точно выполнять движение по показу, скорость реакции, творческие способности.

Содержание: педагог рассказывает: «В магазине стояло много зеркал туда вошел человек с обезьянкой. Она увидела себя в зеркале и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Что бы ни делала обезьянка, зеркала в точности повторяли её движения. Затем предлагаем детям стать зеркалами, а одному ребёнку - обезьянкой. Обезьянка выполняет любые движения, дети в точности повторяют за ней.

«Бег к реке»

Цель: развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, быстроты реакции, укрепление мышц тела.

Оборудование: скакалка, кубики.

Содержание: скакалкой проложить линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В «реку» кладутся камни (кубики). Вдоль «берега» выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к «реке», достают «со дна» камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

«Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Содержание: ребенок показывает правую руку и называет вместе с другими детьми, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него вместе с другими игроками. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

Содержание: дети выстраиваются на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

«Вратарь»

Цель: закреплять навыки ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч

Содержание: педагог бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Игра проходит со словами.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, лови!