От чего зависит успешность обучения в школе?

МАОУ "Комсомольская СОШ", Пермский край, Кунгурский район, п. Комсомольский

Учитель начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Вавилова Т.Г. От чего зависит успешность обучения в школе? // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00066.html (дата обращения: 26.04.2024 ).

 

Цель собрания: актуализировать проблему успешности учебной деятельности первоклассников.

Задачи:

  1. Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
  2. Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
  3. Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.

Форма проведения: родительское собрание.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

         Начать собрание я предлагаю с практического задания.
Задание - Возьмите чистый лист бумаги, на котором расставьте числа от одного до пяти сверху вниз. Слушаем  вопрос и  записываем ответ.

  1. Публичное исполнение музыкальных произведений,

балетных, эстрадных и других номеров по определённой, заранее составленной программе.

  1. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи?
  2. При каком императоре было отменено крепостное право?
  3. Какая величина является мерой гравитации?
  4. Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства?

- А сейчас давайте проверим. Правильный ответ отмечаем крестиком. Сосчитайте, сколько у каждого  правильных ответов.
Ответы:

  1. Концерт
  2. Междометие
  3. При Александре II
  4. Масса
  5. М.В. Ломоносов

         Возможно, вы не смогли ответить на некоторые вопросы. Но это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает человеку жить и трудиться. Есть различные источники информации, где при необходимости можно найти ответы на заданные вопросы, проявив при этом самостоятельность.
         Самое главное, побывав в роли ученика, почувствовав дискомфорт от незнания правильного ответа, я надеюсь, что каждый из Вас подумал о своих детях-учениках, которые постоянно попадают в подобные ситуации.
        

Задача школы – научить детей учиться самостоятельно приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем.
    Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется и достигает определенного уровня развития в результате включения ребенка в специально организованную взрослыми деятельность.

Мы все хотим, чтобы наш ребёнок хорошо учился.
Но может ли он это?

Мы, родители, передаём ребёнку в генах не только цвет волос и форму глаз, но и природные задатки, на базе которых развиваются способности к различным учебным предметам. Но, как показывает практика, эти способности развиваются не всегда успешно.
Проблема ребёнка уходит корнями в дошкольный период. Оказывается, уже в 3-х – 4-х недельном возрасте в чреве матери можно обучать ребёнка считать и говорить. Многие родители не знают, что половина прижизненного развития заканчивается к 4-м годам, ещё треть – заканчивается к 8-ми и только 20% остаётся на всю жизнь. Но кто обучал родителей, как и что надо делать?
Вот и несёт ребёнок в школу вместе с портфелем мешок проблем.

Сегодня мы остановимся на некоторых проблемах, которые мешают ребенку учиться.
Одной из причин школьных проблем является несформированность учебных умений, связанных с физическим и умственным развитием ребёнка.

Вспомните, как Вы учились. Ведь ваш сын или дочка в школе будут изучать всё то, что изучали вы. И ребёнку потребуется, как когда-то и вам, память, внимание, воображение, умение сравнивать, анализировать, обобщать, приводить простые доказательства и делать умозаключения. А это и есть основа учебной деятельности, без которой успех невозможен.

Следующие умения, которыми должны были овладеть дети до школы, - это умение слушать и умение самому говорить.
Понаблюдайте за ребёнком. Посчитайте, сколько раз вам нужно повторить просьбу, чтобы он её выполнил. Три – четыре, а, может, больше?
А на уроке учитель в лучшем случае дважды повторит одно и то же объяснение, которое надо не только услышать, но ещё и запомнить. Получится ли у него это?
Если у ребёнка бедный словарный запас, то ему придётся речь учителя сначала переводить на “свой“ язык, ему понятный, а уж потом запоминать. И вы уже, наверно, догадываетесь, что смысл высказывания будет неполным, где-то сужен или искажён до неузнаваемости.

Хотите иметь ребёнка, который желает идти в школу?
Тогда каждый день помогайте ему говорить с вами. Слушать должны Вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь.
Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью.
Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: “Что было днём? Что ты делал?” Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его.
Но следите за формулировками своих вопросов. Старайтесь, чтобы ребенок больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке  чтения?, В какие игры вы играли на уроке физкультуры?, Чем вас кормили сегодня в столовой?»
вместо вопросов: «Кто у вас в классе  больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей ябедничать.
Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.

Умение учиться – сложная, но доступная способность. Ребёнку нравится та деятельность, с которой он справляется лучше всего. Успешное учение – основа для его самоутверждения, душевного равновесия. Но без необходимых умений успеха трудно добиться.

Существуют правила психотерапии неуспеваемости, которые помогут эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребёнка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:

 – чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже;
 – одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;
  – успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;
 – не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;
 – важно научить школьника самостоятельно оценивать свои достижения.

Ваши анкеты показали, что помощь своему ребёнку-школьнику родителями понимается по-разному. Одни считают, что их задача – контроль в приготовлении домашних заданий,  другие – помощь в приспособлении к новым условиям, режиму дня, а часть родителей считают, что чем меньше будут помогать ребёнку, тем быстрее он будет самостоятельным и быстрее примет на себя роль ученика.

Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника, а также в воспитании самостоятельности у ребенка
Родителям следует запомнить несколько правил:

1. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна.

2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут  занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).

3. Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.

4.  По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной.

5.По чтению. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё.
Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.
        
Хочу предложить Вашему вниманию 1 из видов работы с текстом, который каждый из Вас может провести со своим ребенком.

Упражнение с текстом.
Работа в парах. Участники группы получают текст.
Задание: Прочитать текст. Составить 2 или 3 вопроса по данному тексту.
    Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?
    Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей.
    Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!!
         Т.е. вопросы Вам задает ребенок, а потом и вы ему.
Например: Что интересного ты заметил в повадках гусей?
6. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли ошибки, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей.
Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком  и  нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки.
Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.

7. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу. Следите, как ребенок сидит, многие на уроке подгибают ноги под себя.

Самостоятельный ребёнок – это отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка.
Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

Ребёнок – это праздник, который всегда с тобой!
Давайте радоваться нашим детям, любить их, понимать их!
Желаю успехов вам и вашим детям!

В заключении проведем небольшую рефлексию.
Упражнение ”Слон”
Задание - На листочках нарисовать слона. Проведем анализ работы Вас на собрании.  (Дается характеристика элементов.)

Уши – значит, человек  внимательно слушает, воспринимает больше на  слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы. Посмотрите на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги  тонкие – чувствует неуверенность.