Детский оздоровительный центр: сюжетно-ролевая игра

Беликова Наталья Александровна

Воспитатель, МБДОУ Дс №46, г. Камышин, Волгоградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Беликова Н.А. Детский оздоровительный центр: сюжетно-ролевая игра // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 588272


 

Актуальность проекта:

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. 

Это связано с массой негативных явлений современной жизни, а также отсутствием положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны взрослых. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. 

Чем раньше научить детей культуре здорового образа жизни, тем быстрее у них сформируются устойчивые мотивации на собственное здоровье и здоровый образ жизни. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) определяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. 

Эти условия предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Сюжетно-ролевые игры развивают творческие способности детей, обогащают их новыми впечатлениями, знаниями и умениями, формируют устную речь, насыщают активный словарь. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные ситуации в профессиональном плане, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. 

В игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное – эта деятельность порождает стремление к самовыражению, к самореализации, кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Так возникла идея создания игрового проекта «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр»» 

Цель игрового проекта - приобщение дошкольников и родителей к здоровому образу жизни. 

Задачи:

  • расширить представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о разнообразии медицинских специальностей;
  • сформировать устойчивые мотивации на здоровье и здоровый образ жизни;
  • обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
  • развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
  • формировать умение подбирать предметы и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители;
  • воспитывать уважительное отношение к медицинским работникам;
  • создать хорошее настроение и позитивный микроклимат в детском коллективе.

Модель организации накопления познавательного опыта старшими дошкольниками 

Время реализации: с 16.01. по 28.01.2019 г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги, старшая медсестра детского сада.

Продукт проекта: сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр».

Ожидаемый результат:

  1. Получение дополнительных знаний о труде медицинских работников, о разнообразии медицинских профессий.
  2. Формирование коммуникативных навыков у детей.
  3. Умение детей самостоятельно разворачивать сюжетно-ролевую игру «Детский оздоровительный центр».
  4. Правильно выполнять игровые действия; появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
  5. Пополнение словарного объёма детей: аптекарь, процедурный кабинет, терапевт, окулист, физиотерапевтический кабинет, ингалятор, массажер, массажист.

Материально-техническое обеспечение:

  • Технические средства обучения:
    • интерактивная доска, 
    • телевизор, 
    • DVD плеер, 
    • магнитофон;
  • Видеопрезентация о работе Детского оздоровительно-образовательного центра, 
  • Видеофильмы о медицинских работниках;
  • Художественные произведения: 
    • К. Чуковский «Айболит», 
    • Я. Райнис «Кукла заболела», 
    • В. Маяковский «Кем быть?» (отрывок), 
    • А.Барто «Очки», 
    • В. Берестов «Больная кукла», 
    • Я. Забила «Ясочка простудилась»,
    • Э. Успенский «Играли в больницу» и др., 
    • иллюстрации;
  • Настольно-печатные и дидактические игры по ознакомлению дошкольников с медицинскими профессиями и ЗОЖ;
  • Игровой набор «Доктор»;
  • Рукотворные игрушки:
    • массажеры, 
    • таблица для проверки зрения, 
    • ингаляторы, 
    • аппарат для обследования глаз, 
    • аппарат для физиопроцедур;
  • Специализированная одежда;
  • Игровой набор «Аптека»;
  • Предметы - заместители.

 

Алгоритм планирования проекта «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр»

Этапы

Мероприятия

Участники

Подготовительный

этап

Посещение медицинского кабинета детского сада

Дети, 

воспитатель,

старшая медсестра

Основной 

этап

Просмотр видеоролика о работе Детского оздоровительно-образовательного центра

Дети, 

воспитатель

Чтение художественных произведений: К. Чуковский «Айболит», Я. Райнис «Кукла заболела», В. Маяковский «Кем быть?» (отрывок), В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Мы с Томарой», «Очки», Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу».

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель,

дети

Беседы на темы: «Что значит быть добрым и заботливым», «Почему нужно уметь уступать», «Наши верные друзья» (о культуре здорового образа жизни), «Как работает врач», «Что мы видели в аптеке».

Воспитатель,

дети

Рассказ воспитателя о себе: «Как я была на приёме у окулиста».

Рассказы детей из личного опыта «Как мне делали массаж», «Как я ходил на прогревание носа» и др.

Воспитатель,

дети

Обучающие игры: «Гимнастика для глаз», «Гимнастика для рук» (с использованием элементарных мудр), «Гимнастика для стоп».

Воспитатель, дети

Экскурсия на видовую точку экологической тропинки ДОУ «Фитоклумба».

Старшая медсестра, 

дети

 

Встреча с интересными людьми (с мамой Алёны Грешной) «Моя мама работает в инфекционной больнице».

Дети, 

воспитатель, 

родители

Педагогические ситуации по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на темы: «Забочусь о собственном теле», «Оказание элементарной помощи», «Безопасность поведения в социуме и природе».

Воспитатель, дети

Игровые ситуации: «Вызов врача на дом», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецепту в аптеке», «Прогревание носа в физиотерапевтическом кабинете», «В массажном кабинете».

Воспитатель, дети

Игры – драматизации «Девочка– чумазая», «Айболит».

Дети, 

воспитатель

Экскурсии с родителями: в аптеку, в детскую поликлинику, в процедурный кабинет, в массажный кабинет, в физиотерапевтический кабинет.

Дети, 

родители

Оснащение игровых площадок:

 Изготовление рукотворных игрушек из бросового материала: массажеры, таблица для проверки зрения, ингаляторы, аппарат для обследования зрения, аппарат для физиопроцедур; медицинской ширмы.

Дети, 

воспитатель, родители

Продуктивная деятельность: изготовление карточек больных, листочков для рецептов и направлений.

Дети

Заключительный

этап

Итоговое мероприятие «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр»

Дети, 

воспитатель

 

Эффекты реализации проекта:

Получилась интересная сюжетно-ролевая игра, которую смело можно назвать инновационным проектом. Данная сюжетно-ролевая игра – итог кропотливой работы педагогического коллектива, детей и родителей. Замечательно, что в ходе игры дети имели возможность проявить творческую импровизацию, самостоятельность, креативность. 

Ролевые диалоги стали интереснее и длительнее, обогатился словарный запас. Непринуждённо и увлекательно проект помог старшим дошкольникам успешно познакомиться с нормами и правилами здорового образа жизни, усвоить навыки культурного поведения в обществе, воспитать уважительное отношение к медицинским работникам и создать хорошее настроение и позитивный микроклимат в детском коллективе. Обогатились детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.

В ходе реализации этого проекта нами был организован мастер-класса для педагогов дошкольного образовательного учреждения по теме: «Организация сюжетно-ролевой игры нового поколения «Оздоровительный центр» с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Перспектива на будущее: 

Научить детей организовывать игру в игре, реализовывать следующие сюжеты игры: дом – аптека, дом – поликлиника – аптека – дом, дом – «скорая помощь» - поликлиника – аптека – дом. 

 

Литература:

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие М.: Айрис-пресс, 2008. 128 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009. 202 с.
  3. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ и Д, 2000. 64 с.
  4. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009. 208 с. (Детский сад с любовью).
  5. Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»: URL: https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/29/konsultatsiya_dlya_roditeley_zozh.pdf
  6. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании: учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2013. 96 с.
  7. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2013. 96 с.
  8. Организация проектной деятельности в условиях ДОУ: реферат. URL: http://refleader.ru/jgeqasjgebew.html 
  9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 80 с.
  10. Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.144 с. (Развивающее обучение. Практические задания).