Эмпатия и ее формирование у детей дошкольного возраста

Кузьмичева Екатерина Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад" №51, г. Гатчина

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кузьмичева Е.А. Эмпатия и ее формирование у детей дошкольного возраста // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 582963


 

В настоящее время зарубежные и отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи с многогранностью его использования.

Эмпатия является основной социальной эмоцией и в ее наиболее общей форме определяется как способность индивида, подразумевающая субъективное восприятие другого человека, понимание его внутреннего мира, переживаний, мыслей и чувств, способность чувствовать чужое состояние и способность сохранять свою позицию.

С точки зрения дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, способность правильно распознавать эмоциональное состояние человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке и, наконец, предоставление реальной помощи.

Эмпатия важна для развития, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с кем у нас есть прямой контакт: члены семьи, одногруппники, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, пассажиры в автобусе и друзья и т.д. Чем проще дошкольнику чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем легче ему будет жить.

Эмпатия не присуще человеку с рождения, но развивается в жизненном процессе, когда ребенок взаимодействует с людьми. Маленький ребенок совершенно не способен сопереживать другим людям.

В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи. A.B. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, Г.М. Бреслав, О.И. Никифорова и другие. В исследованиях Д.Б. Эльконина, эмпатия представляет собой способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, что является одним из условий развития социальной децентрации .В своих работах С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, эмоционально опосредованное отношение к окружающим [16]. Исследователь Т.П. Гаврилова изучает эмпатию как форму эмоционального переживания [1]. Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H. Обозова, который охарактеризовал эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Соответственно представленным компонентам выделяется три уровня эмпатии.

Развитие эмпатии в период дошкольного детства, по мнению ученых, проходит несколько этапов. 

Начальный этап «эмоционального заражения» 

  • 1-й год жизни -ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания»;
  • 2-й год жизни - малыш начинает проявлять активный интерес к детям и взрослым, различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или засмеяться, когда смеются его родители);
  • на 3-4-м году жизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознает, что у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста, он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок склонен игнорировать чувства и желания других людей);
  • В 4-6 лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» Ребенок учится сосредоточиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.

Заключительный этап «со-радости» (ощущение радости от успехов других людей) формируется между 6 и 9 годами. В этот период, если развитие ребенка прошло правильно, он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им адекватную помощь.

Многозначность изучения эмпатии учеными дает основание выделить в ее структуре следующие компоненты:

  • Эмоциональный компонент, выражается в способности распознавать и понимать эмоциональные состояния другого человека;
  • Когнитивный компонент, выражается в способности «переносить себя» в мысли, чувства, действия другого человека, а также характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира, проявлением сочувствия;
  • Поведенческий компонент, следует рассматривать как практическую готовность ребенка к определенному виду отношений со взрослыми и сверстниками; умение использовать виды взаимодействия, облегчающие страдание другого человека; помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого.

Духовное и интеллектуальное начало ребенка развивается через эмпатию, способствует тому, что ребенок позитивно адаптируется к обществу.

Представьте себе самую повседневную ситуацию: один из детей сломал свою любимую машинку на детской площадке. Некоторые из его товарищей поспешат утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своим делом, а кто-то даже посмеется и даже будет счастлив. Эти три модели поведения ясно показывают степень развития эмпатии у детей. Не все дети могут сочувствовать ребенку в неудобной ситуации, и это тревожный знак для родителей, потому что сочувствие является важным социальным навыком.

Понимание проблем других людей необходимо закладывать в ребенке с трехлетнего возраста, поскольку именно в этот период происходит начальное становление социальных норм. Если старший дошкольник сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и разочарования сверстников и близких, вполне вероятно, что в будущем он не будет уделять должного внимания проблемам других.

По мере того, как формируется эмпатия, дети учатся заботиться о других, уважать природу и адекватно эмоционально воспринимать происходящее. И все это крайне необходимо, чтобы стать дошкольниками полноправными членами общества.

Мы можем выделить три необходимых условия:

  1. Получение своего положительного опыта.
  2. Осознание собственных эмоций и чувств.
  3. Осознание того, что должен чувствовать другой.

Эти условия являются одновременно этапами развития эмпатии.

Проблема развития и формирования эмпатических переживаний принадлежит к числу наименее разработанных в психологии, и в частности, в детской психологии.  Разработка эффективных, научно-обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем создание методов обучения ребенка каким-либо знаниям и навыкам.

Формирование эмпатии у ребенка зависит от многих факторов.

Мы перечислим его основные:

  • индивидуальный темперамент и эмоциональные характеристики возбудимость, психодинамические качества человека;
  • мотивирующие характеристики;
  • формирование у ребенка представлений об эмоциях и чувствах;
  • социальные и моральные отношения и требования;
  • степень близости к объекту эмпатии и частота общения с ним;
  • интенсивность стимула эмпатии, богатства и разнообразия опыта у ребенка.

Каждый вид деятельности, которую ребенок осваивает в детском саду (коммуникативная, предметная, учебная, художественная деятельность, игра, труд) дает возможность для развития эмпатии.

В таблице приведены различные формы развития эмпатии в рамках каждого вида деятельности.

 

Таблица. Формы и методы развития эмпатии в рамках разных видов деятельности

 

Вид деятельности

Формы и методы развития эмпатии

Коммуникативная

деятельность

  • сказкотерапия,
  • анализ жизненных ситуаций,
  • беседы с детьми,
  • чтение детской литературы
  • обсуждение литературных произведений,
  • занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы,
  • внеситуативно-личностноеобщениеребенкасовзрослыми,
  • общение и взаимодействие дошкольников со сверстникамис ограниченными возможностями здоровья

Предметная деятельность

  • сюжетные игры,
  • обсуждение игр,
  • объяснение детям этических правил совместных игр

Учебная деятельность

  • решение задач с «этическим подтекстом (например «Как
  • разделить яблоки поровну»),
  • проектная деятельность

Художественная

деятельность

  • игры-театрализации 
  • кукольный театр,
  • лепка,
  • рисование,
  • аппликации,
  • прослушивание музыкальных произведений,
  • просматривание и обсуждениепроизведенийизобразительного искусства,
  • проведение «недели добра»

Игровая деятельность

  • сюжетно-ролевые игры,
  • игры с предметами,
  • коллективные игры с определенными правилами

Трудовая деятельность

  • совместный труд,
  • распределение и выполнение обязанностей в группе,
  • уход за комнатными животными (рыбки, попугайчики),
  • изготовление кормушек и домиков для птиц,
  • изготовление подарков,
  • беседа –обсуждение «Как я помогаю маме»,
  • занятие «Как работают мои родители»,
  • акция «Добрые помощники»,
  • акция «Спешите делать добро»

Физическая культура

  • психогимнастические этюды,
  • пантомимы,
  • командные игры,
  • «Веселые старты»

 

Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в дошкольном возрасте показывает, что этот период благоприятен для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность понимать переживания другого человека и демонстрировать эмпатию. Условиями развития эмпатии у дошкольников являются:

  • комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;
  • развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей; 
  • развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний,
  • осознавать собственные переживания,
  • развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)

Для того чтобы всецело организовать воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо четко спланировать этот процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также ресурсы, задействованные для этого. 

 

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 672 с.
  2. Атаханов Р. и др. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / М.Г. Бобкова. М.: МГППУ, 2007. 102 с.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2010. 186 с.
  4. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 26-35.
  5. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. 179 с.
  6. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников театрализованной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: Союз, 2009. 25 с.
  7. Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013. С. 96 –102.
  8. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2015. 252 с.