Организация предметно-развивающей среды в старших группах детского сада

Николаева Эльвира Станиславовна
Корняева Ольга Юрьевна
Алексанова Марина Владимировна

Воспитатель, ГБОУ Школа №141, г. Москва
Воспитатель, ГБОУ Школа №141, г. Москва
Заместитель директора, ГБОУ Школа №141, г. Москва

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Николаева Э.С., Корняева О.Ю., Алексанова М.В. Организация предметно-развивающей среды в старших группах детского сада // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 585891


 

Каждый современный специалист дошкольного образования хорошо знает, какое значение для развития и формирования личности ребенка имеет предметно-развивающая среда в детском саду.

Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами (Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А .Васильевой в соответствии).

Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении должна отвечать определенным правилам и требованиям. Требования к предметно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений установлены в п. 3.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной и безопасной.

Принятые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), определили новые требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В том числе были определены новые ориентиры к совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитатель должен понимать основные принципы конструирования предметно-пространственной среды в детском саду, чтобы каждому ребенку было комфортно, чтобы каждый мог реализовать себя как личность ненавязчиво и незаметно в игре и экспериментировании развивать мышление, приобретать новые знания, умения и навыки. 

Также важно организовать пространство группы по центрам активности для удобства работы самого воспитателя и реализации образовательной программы. Грамотно организованная и насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Ведь недаром говорят: «Среда – это третий педагог».

Наше дошкольное учреждение, как и многие другие, не может похвастаться большими пространствами, обилием мебели и оборудования. Групповые комнаты превращаются в место отдыха детей при помощи кроватей-трансформеров. Но даже в таких стесненных условиях, необходимо постараться создать предметно-развивающую среду, способствующую полноценному проживанию ребенком дошкольного детства. 

Предметно-развивающей среде в нашем детском саду всегда уделялось достойное внимание. Современные тенденции, новые направления деятельности, тематическое планирование образовательного процесса, кроме того, изменение количества детей и их возраста требует своевременной и постоянной трансформации и модернизации окружающего пространства. 

В помещении группы мы старались выделить зоны деятельности, наиболее востребованные детьми старшего дошкольного возраста.

В спокойной зоне выделены следующие центры:

  • уголок книги;
  • уголок дидактических игр;
  • природный уголок, уголок экспериментальной и исследовательской деятельности;

В зоне средней интенсивности расположились:

  • уголок конструирования;
  • уголок изодеятельности;

В зоне насыщенного движения отведены места, для:

  • уголка ряжения;
  • физкультурно-оздоровительного уголка;
  • уголков игры;
  • театрального уголка.

Вышеупомянутые центры, это не только меблированные уголки, но это и шкафчики, и просто открытые полки с подобранными по тематике и назначению материалами, атрибутам и оборудованием.

Остановимся подробнее на некоторых из них. Если у маленьких детей центром притяжения служит зона сюжетно- ролевых игр с обилием игрушек, то у детей постарше приоритеты несколько меняются. Пожалуй, самый любимый уголок наших детей, это зона конструирования 

В группе собраны конструкторы разных видов и образцов, от проверенного временем деревянного, до современных видов «Lego».

Дети с увлечением моделируют, строят, обыгрывают постройки в сюжетно-ролевых играх:

Уголок изодеятельности также никогда не пустует. Карандаши, бумага, клей и все другие материалы, необходимые для рисования, лепки, аппликации и ручного труда находятся в зоне доступа детей. Дети старшего дошкольного возраста, по самостоятельной инициативе и подолгу рисуют. В нашей группе увлечены рисованием, как мальчики, так и девочки. Еще один любимый материал для изодеятельности – это пластилин. Дети лепят целые сюжетные композиции. Для готовых поделок выделен стол. Ребята, дополняя в композицию настоящие игрушки и игрушки-заменители, разыгрывают целые сюжетные сценки. 

Пластилин – материал возвратный. При стихании интереса к поделкам ребята разбирают их на составные части, формируя небольшие куски пластилина определенных цветов. Вся эта работа посильна и интересна детям. 

Вышесказанное не означает, что остальные уголки пустуют. Детей в группе более тридцати. И каждый ребенок в продолжение дня, особенно во второй его половине, выбирает себе занятие по душе. Благодаря грамотно организованной, насыщенной, пространственной среде, такая деятельность становится увлекательной, содержательной, способствует разностороннему развитию и становится средством формирования личности, источником знаний и социального опыта каждого ребенка.