Социокультурная практика, как средство позитивной социализации ребёнка с ЗПР

Кириенко Наталия Анатольевна
Подобина Оксана Вячеславовна
Сапьян Елена Владимировна

Учитель-дефектолог, МДОБУ "ДСКВ №6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Учитель-логопед, МДОБУ "ДСКВ №6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ №6", г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кириенко Н.А., Подобина О.В., Сапьян Е.В. Социокультурная практика, как средство позитивной социализации ребёнка с ЗПР // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 585530


 

Проектная деятельность по своей сущности нацелена на формирование и коррекцию способностей, обладая которыми, ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения. Технология проектирования делает детей активными участниками воспитательно-образовательного процесса, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы.

Наша творческая группа в составе: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, работает с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для этих детей очень важно быть нужными, принятыми, быть самостоятельными, а значит и уверенными в своих силах. Для этого им предстоит научиться взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками: умение обратиться с вопросом, просьбой, самим ответить на множество вопросов, научиться называть предметы, обозначать действия, ориентироваться в пространстве, объяснять свои желания и потребности, понимать инструкции. Формирование этих умений гораздо эффективнее происходит при включении детей в проектную деятельность, в ходе которой развиваются коммуникативные навыки и корректируется эмоционально-волевая, познавательная и речевая сфера детей с ЗПР [3].

Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку с ЗПР возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства. Коллективная творческая деятельность побуждает к интересной, познавательной и радостной работе. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свой неповторимый вклад в общее дело.

Проектная деятельность, поддерживает детскую познавательную инициативу, но на пути становления этой деятельности существуют определенные трудности. Социальная действительность является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом [1].

Процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанную от педагога информацию. Ребенку достаточно повторить услышанное, следовательно, он использует только свою память, а не своё мышление. 

Проблема заключается в том, что подобные принципы не задействуют, по мнению Л.С. Выготского, «зону ближайшего развития» ребенка, а значит, не решают задачи развития способностей дошкольников [2].

Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписываться в существующую систему норм и правил.  Возникает вопрос: как поддержать, развить и сохранить детскую активность и инициативу в условиях нормативной ситуации? Разрешить эту проблему помогает проектная деятельность, как одна из эффективных форм детской деятельности.

Метод проектов реализуется, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, детей и родителей путем поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. 

Предлагаем вашему вниманию один из проектов, реализованных в рамках проектной деятельности. Этот краткосрочный проект был разработан специально для взаимодействия детей с ЗПР и детей массовых групп.

 

Краткосрочный проект «Если с другом вышел в путь»

Паспорт проекта

Название проекта

«Если с другом вышел в путь»

Руководитель проекта

Учитель-дефектолог: Н.А. Кириенко 

Учитель-логопед: О.В. Подобина 

Воспитатели: Е.В. Сапьян

Состав и возраст проектной группы

Дети разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и дети групп общеразвивающей направленности (от 4 до 7 лет).

Срок реализации.

Краткосрочный

Типология проекта

Социальный

Направленность

Коррекционная работа

Образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Актуальность

Социализация и интеграция детей с ЗПР становится приоритетной задачей современного российского общества.

Дети с ЗПР всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения,  в котором созданы необходимые условия для их обучения и воспитания, коррекции имеющегося  дефекта, реабилитации и социальной адаптации. 

Воспитательно-образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений.

Интеграция детей с ЗПР в воспитательно-образовательную деятельность основывается на концепции нормализации, в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Нашим педагогическим коллективом разработан краткосрочный проект интеграции детей с ЗПР в воспитательно-образовательное пространство ДОУ совместно с детьми общего развития. При этом дети с ЗПР рассматриваются не как дети с особыми образовательными потребностями, а как равноценные социально значимые партнеры, как для детей, так и для педагогов.

Цель проекта

Формирование физически развитого, эмоционально здорового и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации к явлениям окружающей жизни и интеграции в современное общество.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь и интерес к совместной деятельности со сверстниками.

Обучающие:

Формировать знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, а также способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах.

Развивающие:

Продолжать развивать физические качества детей с ЗПР (ловкость, быстроту, выносливость) и приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом.

Коррекционные задачи:

Учить детей с ЗПР взаимодействовать в социуме. 

Формировать представления о дружбе

Развивать внимание, сосредоточенность.

Этапы

I этап-подготовительный

II этап-основной

III этап- итоговый

Характеристика деятельности участников

Воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители.

Характеристика деятельности участников в рамках проекта

Учитель-дефектолог: Формирование познавательной активности детей с ЗПР в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ совместно с детьми групп общеразвивающей направленности.  

Учитель-логопед: Формирование речевой активности детей с ЗПР в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ совместно с детьми групп общеразвивающей направленности.  

Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР: Формирование творческой активности детей с ЗПР в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ совместно с детьми групп общеразвивающей направленности.  

Родители: Участие совместно с детьми в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, развлечениях и.т.д.).

Воспитанники с ЗПР: Участие в совместной деятельности с детьми групп общеразвивающей направленности, педагогами и родителями.

Рабочее планирование проекта

1 этап – подготовительный:

Педагоги: определяются с темой, вызывают интерес у детей к совместной деятельности с детьми групп общеразвивающей направленности. Педагоги составляют план проекта, знакомят родителей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, дополнительный материал. 

Родители: Анкетирование; знакомство с темой проекта. 

2 этап – основной:

Педагоги: разнообразные мероприятия детей с ЗПР в воспитательно-образовательное пространство ДОУ совместно с детьми. При этом дети с ЗПР рассматриваются не как дети с особыми образовательными потребностями, а как равноценные социально значимые партнеры, как для детей, так и для педагогов.

Продолжить: 

Знакомство с правилами дорожного движения. 

Закрепление и активизация речевого материала.

Проведение различных мероприятий: выставки детских работ, выставки творческих работ.

Знакомство детей с играми различной направленности: игры с элементами психогимнастики, речевые игры, логические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, конструктивные игры.

Знакомство с творчеством художников детской книги.

Викторины, мультимедийные презентации и т.д.

Родители: 

Участие в совместной работе специалистов ДОУ и семьи, направленной на своевременную помощь детям с ЗПР через совместную деятельность с детьми групп общеразвивающей направленности.

3 этап – итоговый:

Физкультурно-музыкальное развлечение по ПДД: «Если с другом вышел в путь».

 

Ожидаемые результаты по областям интеграции.

  • Социально-коммуникативное развитие: формировать умение детей с ЗПР взаимодействовать со сверстниками с общим развитием.
  • Познавательное развитие: сформировать умение слушать различные произведения, концентрировать внимание, развить его произвольность, анализировать, устанавливать закономерности, определять последовательность событий, сравнивать, выделять героев различных произведений, характеризовать их и оценивать их поступки.
  • Речевое развитие: развить все стороны речи: расширить и активизировать словарь, развить диалогическую и монологическую речь, уметь отвечать на вопросы, формировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку.
  • Художественно-эстетическое развитие: развить практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку; достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях;
  • Физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического развития.

 

Ход проекта

1. Организационно-подготовительный этап

Форма работы обучающихся: Очная

Содержание работы обучающихся:

  • Определиться с темой проекта.
  • Анкетирование родителей специалистами по теме проекта.
  • На родительском собрании познакомить родителей с проектом.
  • Сбор информации, подбор литературы и дополнительного материала.

Выход этапа: Составление плана проектной деятельности по теме: «Если с другом вышел в путь».

2. Основной этап

Продолжительность: 2 недели

Форма работы обучающихся: Очная, дистанционная. 

Содержание работы обучающихся:

  • «Больше уважения к правилам движения» мероприятие проводится совместно с детьми с ЗПР и детьми групп общеразвивающей направленности.
  • Викторины, мультимедийные презентации и т.д.
  • Игры различной направленности: игры направленные на развитие памяти, мышления, внимания, логического мышления, речевые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные игры.
  • «Мир вокруг нас» мероприятие проводится совместно с детьми с ЗПР и детьми групп общеразвивающей направленности.
  • «Творческая мастерская» мероприятие проводится совместно с детьми с ЗПР и детьми групп общеразвивающей направленности.
  • Художественно-эстетическое развитие
  • «Безопасные сказки»  мероприятие проводится совместно с детьми с ЗПР и детьми групп общеразвивающей направленности.

Выход этапа: 

  • Выставки совместных творческих работ совместно детей с ЗПР и детей групп общеразвивающей направленности.
  • Создание тематических фотовыставок. 
  • Создание библиотеки книг - самоделок.

3. Заключительный этап

Форма работы обучающихся: Очная, дистанционная. 

Содержание работы обучающихся: Развлечение по ПДД: «Если с другом вышел в путь». Мероприятие проводится совместно для детей с ЗПР и детей групп общеразвивающей направленности.

 

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
  2. Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  3. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М.: ВЛАДОС, 2008.