Звуки вокруг нас: проект старшей логопедической группы с детьми ОНР

Проскурина Светлана Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И. Звуки вокруг нас: проект старшей логопедической группы с детьми ОНР // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 584245


 

Участники проекта: дети (воспитанники детского сада), учитель-логопед.

Тип проекта: долгосрочный, старшая логопедическая группа МБДОУ детский сад №29 «Искорка».

Цель проекта: 

Развивать интерес к экспериментальной деятельности. Обогащать представления детей о звуках окружающего мира, их возникновения.

Задачи проекта:

  1. Расширять представление детей о мире окружающих нас звуков.
  2. При помощи экспериментальной деятельности научить определять происхождение звуков, учить их классифицировать – музыкальные, речевые, звуки природы (звуки окружающие нас).
  3. При помощи экспериментирования понять, как звук попадает в ухо.
  4. Активизировать воображение, познавательную активность детей в процессе их экспериментальной деятельности. 
  5. Создать условия образовательной и развивающей среды в группе (кабинете), повышающей интерес к экспериментированию.

Актуальность проекта:

Удивительный мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные. Звук – это упругие волны. Нужно разобраться в причинах их возникновения. Одна пословица гласит: «Покажи – и я забуду, расскажи, и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому эксперимент – очень интересный процесс для детей.

Предполагаемые результаты:

  1. Появление интереса к экспериментальной деятельности.
  2. Проявление творческого самовыражения.
  3. Умение логически мыслить и делать выводы.

Информационное обеспечение:

  1. Книги и энциклопедии.
  2. Сотрудничество с музыкальным руководителем, воспитателем.
  3. Мультимедийное видео.

Содержание проекта:

  1. Создание развивающей среды для развития творческой активности.
  2. Поиск информации в книгах, в интернет ресурсах.
  3. Обобщение и распространение эксперимента на тему «Звуки вокруг нас».
  4. Совершенствование системы работы по ознакомлению со звуками, подведение к изучению звуков речи.

Этапы:

  1. Подготовительный (предварительный план работы).
  2. Практический (реализация эксперимента).
  3. Заключительный (обобщение эксперимента в работе по теме, занятие).

Результаты проекта:

  1. Занятие для воспитателей.
  2. Фотовыставка.

Предварительная работа:

Экспериментальная деятельность «Звуки вокруг нас» – шумы, звуки природы, насекомых, диких животных, музыкальные инструменты. В процессе эксперимента учить заменять звуки, каким - либо подручными средствами (шуршание – использование бумаги и т.д.). Учить включать фантазию, развивать творческое мышление детей.

 

Тематическое планирование

Тема

Цель

Беседа с детьми «Польза и вред звуков»

Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха. Расширять представления детей об особенностях слухового 

восприятия людей и животных.

Дидактическая игра «Слушаем шум»,

прослушивание 

фонограммы различных шумов.

Развивать слуховое внимание, словарный запас.

Дидактическая игра «Что ты слышишь?»

Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Дидактическая игра «Замени звук»

Развитие фонематического слуха. Учить детей путем замены одного звука образовывать новые звуки.

Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Учить рассматривать картину, отвечать на поставленные вопросы по содержанию. Развивать эстетическое восприятие картины, связную речь детей. Воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе. Воспитывать умение слушать товарищей и высказывать свои мысли.

Дидактическая игра «Шумящие мешочки?»

Развивать зрительные, слуховые и тактильные восприятия, сенсомоторные навыки, внимание, память.

Дидактическая игра «Угадай, что звучало?»

Определить предмет, не глядя по издаваемому звуку, развивая слуховое внимание, воображение.

Дидактическая игра «Доскажи звук»

Развитие фонематического слуха. Закрепить навыки восприятия и произношения звука.

Дидактическая игра «Угадай чей, звук?»

Продолжать учить детей различать высоту, силу и тембр голоса. Развитие памяти, мышления.

Подвижная игра «Жмурки»

Развивать слуховое восприятие. Совершенствование ориентации в пространстве.

Дидактическая игра «Угадай, чей голос»

Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

 

Вывод:

В ходе самостоятельного поиска, у детей укрепился интерес к экспериментированию, развитие творческой активности, самостоятельности, любознательности.

Я уверенна, что коррекционная работа должно идти через метод проектов, который бы затрагивал знания и умения детей. Внедрять работу надо на определенном промежутке времени. Проводить мониторинг, вносить элемент творчества в последующей разработке. Именно ребенок приобретает те знания, которые пригодятся ему в будущем изобретать, понимать и осваивать новое.

Видя результаты своего труда, наблюдая за детьми, я получала моральное удовлетворение. Дети научились выражать свои знания, впечатления, в самостоятельной творческой деятельности, у них сформировалось представление о том, откуда берется звук, они узнали, какие предметы могут извлекать звуки. Многим детям помог повысить самооценку, воспитать волю, характер, развить творческие способности, творческую активность, черты лидера.

На будущее я наметила пути дальнейшего внедрения проектов в коррекционно-педагогическую деятельность. Для чего я это делаю? Я хочу развить у детей устойчивый интерес к методу проектов в коррекционно-педагогической деятельности: подвести детей к самостоятельному созданию вместе с родителями; развить представление об эмоциональном восприятии звуков.

Занимаясь с детьми, я чувствую и в себе позитивные перемены. 

Уча детей, учись сама.