Проскурина Светлана Ивановна
Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Проскурина С.И. Звуки вокруг нас: проект старшей логопедической группы с детьми ОНР // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 19.04.2024).
Заказ № 584245
Участники проекта: дети (воспитанники детского сада), учитель-логопед.
Тип проекта: долгосрочный, старшая логопедическая группа МБДОУ детский сад №29 «Искорка».
Цель проекта:
Развивать интерес к экспериментальной деятельности. Обогащать представления детей о звуках окружающего мира, их возникновения.
Задачи проекта:
Актуальность проекта:
Удивительный мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные. Звук – это упругие волны. Нужно разобраться в причинах их возникновения. Одна пословица гласит: «Покажи – и я забуду, расскажи, и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому эксперимент – очень интересный процесс для детей.
Предполагаемые результаты:
Информационное обеспечение:
Содержание проекта:
Этапы:
Результаты проекта:
Предварительная работа:
Экспериментальная деятельность «Звуки вокруг нас» – шумы, звуки природы, насекомых, диких животных, музыкальные инструменты. В процессе эксперимента учить заменять звуки, каким - либо подручными средствами (шуршание – использование бумаги и т.д.). Учить включать фантазию, развивать творческое мышление детей.
Тематическое планирование
Тема |
Цель |
Беседа с детьми «Польза и вред звуков» |
Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха. Расширять представления детей об особенностях слухового восприятия людей и животных. |
Дидактическая игра «Слушаем шум», прослушивание фонограммы различных шумов. |
Развивать слуховое внимание, словарный запас. |
Дидактическая игра «Что ты слышишь?» |
Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь. |
Дидактическая игра «Замени звук» |
Развитие фонематического слуха. Учить детей путем замены одного звука образовывать новые звуки. |
Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» |
Учить рассматривать картину, отвечать на поставленные вопросы по содержанию. Развивать эстетическое восприятие картины, связную речь детей. Воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе. Воспитывать умение слушать товарищей и высказывать свои мысли. |
Дидактическая игра «Шумящие мешочки?» |
Развивать зрительные, слуховые и тактильные восприятия, сенсомоторные навыки, внимание, память. |
Дидактическая игра «Угадай, что звучало?» |
Определить предмет, не глядя по издаваемому звуку, развивая слуховое внимание, воображение. |
Дидактическая игра «Доскажи звук» |
Развитие фонематического слуха. Закрепить навыки восприятия и произношения звука. |
Дидактическая игра «Угадай чей, звук?» |
Продолжать учить детей различать высоту, силу и тембр голоса. Развитие памяти, мышления. |
Подвижная игра «Жмурки» |
Развивать слуховое восприятие. Совершенствование ориентации в пространстве. |
Дидактическая игра «Угадай, чей голос» |
Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
Вывод:
В ходе самостоятельного поиска, у детей укрепился интерес к экспериментированию, развитие творческой активности, самостоятельности, любознательности.
Я уверенна, что коррекционная работа должно идти через метод проектов, который бы затрагивал знания и умения детей. Внедрять работу надо на определенном промежутке времени. Проводить мониторинг, вносить элемент творчества в последующей разработке. Именно ребенок приобретает те знания, которые пригодятся ему в будущем изобретать, понимать и осваивать новое.
Видя результаты своего труда, наблюдая за детьми, я получала моральное удовлетворение. Дети научились выражать свои знания, впечатления, в самостоятельной творческой деятельности, у них сформировалось представление о том, откуда берется звук, они узнали, какие предметы могут извлекать звуки. Многим детям помог повысить самооценку, воспитать волю, характер, развить творческие способности, творческую активность, черты лидера.
На будущее я наметила пути дальнейшего внедрения проектов в коррекционно-педагогическую деятельность. Для чего я это делаю? Я хочу развить у детей устойчивый интерес к методу проектов в коррекционно-педагогической деятельности: подвести детей к самостоятельному созданию вместе с родителями; развить представление об эмоциональном восприятии звуков.
Занимаясь с детьми, я чувствую и в себе позитивные перемены.
Уча детей, учись сама.