Система физкультурно–оздоровительной работы в дошкольном учреждении

Святченко Елена Васильевна
Мармузова Светлана Викторовна
Жерновая Наталья Вячеславовна

Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад №6", п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад №6", п. Пролетарский, Белгородская область
Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад №6", п. Пролетарский, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Святченко Е.В., Мармузова С.В., Жерновая Н.В. Система физкультурно–оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 08.08.2020).

Заказ № 584209


 

В области дошкольного образования на современном этапе происходит модернизация образования. Принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили неотвратимость изменений в определении содержания и способов здоровьесбережения и здоровьеформирования дошкольников в учреждении современного типа. 

На заседании координационного совета в 2012 году Владимир Владимирович Путин сказал: «Состояние здоровья детей напрямую влияет на их дальнейшую жизнь, на их способность обрести профессию, создать семью, воспитать детей. В этом возрасте организм перестраивается, готовится к взрослой жизни, идёт его бурный рост, интенсивно формируется личность и мировоззрение человека» [3]. Проблему сохранения детского здоровья, укрепления изучали Безруких М.М., Гаврючина Л.В., Кудрявцева В.Т., Куинджи Н.Н., Шариповой Д.Д., Виленского М.Я., и многие др. [2, с. 38].

Проведённые исследования выделили факторы риска в сохранении здоровья дошкольников, установлена их зависимость от различных условий. На сегодняшний день сформированы принципиальные положения «педагогики здоровья», ставшие основой создания проектов «образовательных учреждений, содействующих здоровью», разработана теоретическая основа формирования здорового образа жизни [6, с. 6].

Для того, чтобы быть здоровым, необходимо овладеть искусством его укрепления и сохранения. Данному искусству необходимо уделять большое внимание в дошкольном возрасте. Непосредственно в этот возрастной период у детей закладываются основные навыки формирования здорового образа жизни. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для выработки правильных привычек [5, с. 28]. 

Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Физкультурно- оздоровительное направление в деятельности дошкольных учреждений является приоритетным. Педагоги реализуют данное направление используя парциальные программы и технологии:

  • Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет Автор: Л. Н. Волошина [1, с. 36].
  • Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких И. Г. Сухин [4]. 
  • Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор», Л.Н. Волошина и др.

Проблема оздоровления, воспитания здорового образа жизни ведётся целенаправленно, систематично спланирована педагогами дошкольной организации и семьями на длительный период времени.

Воспитанники посещают спортивные секции по фигурному катанию, хоккею, футболу, плаванию, тхеквандо и т. д. Важным фактором формирования здорового образа жизни является то, что спортивные комплексы посещаю дети регулярно, совместно с родителями. 

В дошкольном учреждении дошкольники посещают объединения по интересам, такие как: «Хоровод», «Пешечка», «Чемпион». Формированию здорового образа жизни способствуют проводимые педагогами веселые досуги и развлечения, соревнования, интересные игры и увлекательные аттракционы, шумные праздники. Увлекательно проходят зимние забавы, летние спортивные игры, лыжные соревнования, семейный веломарафон, дни здоровья, спортивная семья, дни физкультурника, дни смеха и др. Целью данных мероприятий является активное участие воспитанников, педагогов и родителей, в процессе которого дошкольники демонстрируют свои физические качества в игровых ситуациях и необычных условиях.

Накопленный дошкольным учреждением опыт подсказывает, что ни одна даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не позволит достичь полноценных результатов, если её не реализовать совместно с семьей. 

В целях повышения физкультурно-оздоровительной педагогической компетентности семей воспитанников целесообразно использовать индивидуальные и групповые формы работы. Эффективными являются мероприятия в виде семинаров-практикумов, консультаций, заседаний с демонстрацией практической деятельности воспитанников.

Одной из основных форм работы с семьями может стать «Школа увлечённых родителей» – это индивидуальные беседы с родителями, совместные детско-родительские встречи в различных формах: досуговые и спортивные мероприятия (тренинги, семинары-практикумы), отработка игровых упражнений. 

В образовательных организациях проводятся вечера вопросов и ответов. К проведению данных мероприятий привлекаются юристы, психологи, врачи и другие специалисты. На собраниях такого формата происходит обсуждение вопросов по формированию здорового образа жизни. Родители образовательного учреждения с удовольствием посещают «Дни открытых дверей» не только в дошкольной организации, но и в спортивных комплексах района, области: просмотреть гимнастику, физкультурные занятия, режимные моменты, закаливающие процедуры, подвижные игры, занятия по аэробике, ЛФК. Родители принимают активное участие в изготовлении нетрадиционного физкультурно-игрового оборудования. Таким образом, данные встречи, приобщая к здоровому образу жизни, развивают у дошкольников физические навыки и качества, способствуют самореализации взрослых и детей, взаимообогащению.

В учреждениях дошкольного образования большое внимание уделяется развитию умений и навыков в области охраны здоровья, профилактики детского травматизма, соблюдению правил пожарной безопасности, обучение детей правилам дорожного движения. Педагоги проводят познавательные занятия «Основы безопасности», беседы с привлечением сотрудников МЧС, ВДПО, ОМВД. В образовательном учреждении создан «Дорожный патруль», в состав которого входят родители, дети, воспитатели.

Решение физкультурно-оздоровительных задач проходи комплексно в непрерывном взаимодействии с медицинскими работниками. Родители и сотрудники учреждения ежегодно проходят диспансеризацию, своевременно проводит обследование физического здоровья дошкольников. 

Педагоги учитывают индивидуальные особенности здоровья детей, определяются группы здоровья (инвалиды, ОВЗ). 

Во всех видах педагогической деятельности используются оздоровительные паузы, что способствует снятию утомления, повышает умственную работоспособность, активизации внимания дошкольников. Данные паузы проводят их в форме дидактической или подвижной игры. 

Гармоничному, полноценному физическому развитию детей способствует соблюдение гигиенических требований, гибкий режим дня. Педагоги дошкольного образования понимают нужность и важность всех проводимых оздоровительных мероприятий. 

В рамках здоровьезбережения в учреждении реализован проект «Легко дышать». В дошкольной организации проводятся мероприятия, направленные на реализацию данного проекта. Использование соляной лампы направленно на укрепление иммунитета, профилактическое воздействие при простудных заболеваниях, ликвидация вредных запахов, способствует психологической разгрузке. 

Наличие в развивающей среде поглотителя запахов - наряду с удалением вредных запахов, очиститель воздуха выполняет функцию обеззараживания.

Нахождение сухой морской кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух оздоравливающими испарениями. Пары соли успокаивают нервную систему, способствуют устранению проблемы органов дыхания. В период всплесков вирусных заболеваний воздух приобретает антисептические свойства. Кристаллы соли массируют кожу рук ребёнка, раздражая нервные окончания, развивается мелкая моторика рук. Данные мероприятия направлены на решение главной проблемы – преодоление речевых нарушений.

Замысловатые фигуры из древесного угля впитывают в себя вредные вещества, находящиеся в воздухе, то есть делает его чистым. 

Фигурки из морской соли и солёного теста находящиеся в развивающей среде группы при дыхании насыщают организм ребёнка полезными микроэлементами. У дошкольников улучшается общий кровоток, укрепляется иммунная система, а увеличение обменных процессов приводит к выводу токсинов из организма детей.

Данные действия в комплексе делают пребывание воспитанников в дошкольном учреждении не только комфортным, но и полезным для здоровья. Детское здоровье – это состояние полного физического и психологического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Проводимая работа позволяет привить необходимые культурно-гигиенические навыки, выработать разумное отношение детей к своему организму, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Правильно использовать знания в оздоровлении детей помогает повышение педагогической грамотности родителей. 

Число семей, которые целенаправленно, занимаются формированием у детей привычки к здоровому образу жизни, увеличилось, больше половины семей воспитанников стали активно заниматься закаливанием дошкольников в домашних условиях. 

Воспитанники демонстрируют высокий уровень развития физических качеств: выносливости и ловкости, быстроты, равновесия, гибкости, достаточный уровень развития основных движений дошкольников. Дери принимают активное участие в различных спортивных мероприятиях на уровне района, посёлка.

Образовательные учреждения и родители, несут ответственность за нравственное, физическое, социальное воспитание и развитие. Все хотят видеть своих детей здоровыми, активными, выносливыми, жизнерадостными, умными, сильными. От того, как в дошкольном образовательном учреждении организована работа по физическому воспитанию, в значительной степени зависит, насколько физически закаленными, крепкими, волевыми и сильными войдут дети в жизнь общеобразовательной школы.

 

 

Литература:

  1. Волошина Л.В., Кудаланова Л.П. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья: учебно-методическое пособие. Белгород: «Белгород» НИУ БелГУ, 2014. 112 с.
  2. Гаврючина Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. М.: Сфера, 2008. 160 с. (Здоровый малыш)
  3. Ермолаева П. Владимир Путин: шахматы – красивый вид спорта // Вести.Ру. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3063180  (дата обращения: 17.02.2020).
  4. Методическое сопровождение реализуемого в Югре курса «Шахматы – школе»: сборник методических рекомендаций. В 2 ч. Ч.1 / сост. И.В. Долженко. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. 66 с. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/06/dolzhenko_i._v._metod._soprovozhdenie_
    realizuemogo _v_yugre_kursa_shahmaty-shkole_ch.1_2018.pdf (дата обращения: 17.02.2020).
  5. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155. С.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013.