Использование игровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» с целью развития познавательной среды дошкольника

Зеленеева Екатерина Алексеевна
Хлучина Надежда Викторовна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 36", г. Саранск, Республика Мордовия
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 36", г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зеленеева Е.А.,  Хлучина Н.В. Использование игровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» с целью развития познавательной среды дошкольника // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 560136


 

Актуальность

Современные мультимедийные технологии, стремительно ворвались в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью обучения детей в ДОУ, являясь необходимой помощью воспитателя в подготовке занятий на различную тематику.

Разнообразие таких мультимедийных приемов повышают эффективность усвоения знаний. Звук, цвет, анимация – привлекают внимание ребенка, и полученная информация запоминается произвольно.

Современная информационная технология такая как «Наураша», позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, которые не только позволяют повысить эффективность обучения, но и доставляют детям радость.

Основная идея опыта

Основная идея моего опыта – помочь детям узнать в столь раннем возрасте о явлениях, которые нас окружают, и ответ на которые они смогут получить уже в дошкольном возрасте, а не на уроках в школе. Погрузить дошкольников в мир естествознания, научить понимать определения из области физики, химии и биологии.

Идея моего педагогического опыта заключается в создании воспитательно- образовательного процесса, приобщение детей к познавательной деятельности с помощью цифровой игры-лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Теоретическая база

Наличие теоретической базы моего педагогического опыта выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников, направленные на формирование познавательной деятельности, представлении и объяснении тех или иных явлений. ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.

В своей практической деятельности опираюсь на методическое руководство – автор Е. А. Шутяева, приложенное к цифровой лаборатории.

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников «Неизведанное рядом», методические рекомендации О.В. Дыбиной.

В процессе работы по обучению детей познавательной среды, мною разработаны конспекты занятий и мероприятий.

Новизна

Новизна опыта состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, лабораторной и исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.

Технология опыта

Очень важно пробудить интерес дошкольников к исследовательской деятельности. Термин «экспериментирование», понимается как особый способ практического освоения действительности, направленных на создание таких условий, в которых предметы или явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в таких сложных понятиях. Он выступает как метод передачи детям новых знаний, рассматривается как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Работая с проблемой экспериментирования, я поставила следующую цель и задачи:

Цель: формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Задачи:

  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  • развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной деятельности);
  • формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
  • освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях.

В рамках инновационной деятельности «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности», реализуемой в нашей дошкольной организации с 2019 года, мной был разработан педагогический проект: «Волшебный термометр». Цель проекта: познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории).

В рамках дополнительного образования разработала программу по обучению детей опытов и экспериментов.

Необходимым условием успешного обучения детей является создание материальной среды, выбор дидактического материала, оснащением экспериментальной базы.

Создала в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая позволяет ребенку провести те или иные наблюдения, исследования, опыты и т.д. Создана мини-лаборатория, которая безопасна для ребенка и в тоже время доступна. Подобран демонстрационный материал. В наличии имеются модули лаборатории «Наураша».

В нашей дошкольной организации создаются условия реализации проведения мультимедийных занятий. Для моей работы необходимо техническое оснащение, и оно разнообразно. Для более масштабных мероприятий и занятий я использую музыкальный зал, либо комнату дополнительного образования.

Вся работа с детьми осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в игровой, продуктивной, самостоятельной деятельности, а также используются такие формы работы как комплексные, тематические и другие виды занятий.

Занятия проходят в игровой форме, мы с детьми оказываемся в лаборатории, в которой ученым является мальчик Наураша. Самое главное создать эмоциональный настрой, и заставить детей почувствовать себя учеными, привить интерес к окружающим нас вещам и попробовать их изучить.

В ходе занятий, детей конечно же привлекают опыты и эксперименты, наличие базы позволяет это осуществить с большим желанием. Колбы, мерные стаканчики, контейнеры, термометры, фонарики, датчики, аккумуляторы, музыкальные инструменты и т. д, все это разнообразие доступно детям для реализации цели и задач занятий.

Можно сделать вывод, что именно опытно-экспериментальная деятельность дает более широкое поле для реализации поставленных задач, раскрытия талантов и возможностей детей. «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии и биологии с надеждой, что они продолжат изучение этих предметов в школе с большим интересом и желанием.