Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня в школе-интернате для детей с ОВЗ

Гимадиева Гульнара Замиловна
Галимуллина Рахиля Анасовна

Воспитатель, Школа-интернат для детей с ОВЗ, г. Альметьевск
Воспитатель, Школа-интернат для детей с ОВЗ, г. Альметьевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гимадиева Г.З., Галимуллина Р.А. Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня в школе-интернате для детей с ОВЗ // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 553978


 

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. 

Я работаю воспитателем группы продленного дня в 1 коррекционном и подготовительном классах с детьми с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют целый ряд заболеваний: нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе др. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя и воспитателя. Учитель и воспитатель должен обладать широким спектром знаний здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося. Целью здоровьесбережения в нашей школе является: Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи: 

  1. Профилактика вредных привычек.
  2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни 
  3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта
  4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. 
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса: внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии; с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся, в мед. блоке работают кабинеты: парафинолечение, физкабинет, процедурный кабинет, кабинет СМТ, МРТ, водолечения, кабинет массажа, галокамера. Созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах; работает спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, комната песочной терапии, зал ЛФК с использованием мягких модулей и тренажеров, комната с использованием интерактивного пола. Более подробнее хочу остановиться на наиболее часто применяемых мной здоровьесберегающих технологиях, используемых в группе продленного дня:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Физкультминутки провожу во время проведения внеурочной деятельности и самоподготовки детей, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений).

Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Игры проводятся в вечернее время и на прогулке, способствуют развитию игровых навыков ребенка, двигательной активности.

Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики провожу ежедневно, в любое удобное время.

Упражнения для глаз провожу с целью: укрепления глазных мышц, профилактики нарушений зрения, переутомления, снятия напряжения. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Использую в любое свободное время, во время занятий по самоподготовке.

2. Обучение здоровому образу жизни: 

  1. Профилактика вредных привычек (беседы, викторины, просмотр видеофильмов). 
  2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни. (Посещение бассейна в 16 школе и в спорткомплексе Мирас, занятия по бочче, физкультурные и музыкальные праздники). 
  3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта. (Просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, беседы). 
  4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей (стенгазеты, уголки здоровья, родительские собрания). 
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни (Беседы, показ фильмов, викторины).

 

3. Коррекционные технологии:

Психогимнастика. Одним из ее составляющих является мимическая гимнастика. Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях по кружку или во внеурочной деятельности, сопровождаю сказками, которые придумываю сама или дети. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.

Вывод: использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ способствует: повышению работоспособности, выносливости детей; развитию психических процессов; формированию, развитию двигательных умений и навыков; развитию общей и мелкой моторики; способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.