Палочки Х. Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников в интегрированной образовательной деятельности

Мосеева Наталья Сергеевна

Воспитатель, МКДОУ № 25, г. Шадринск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мосеева Н.С. Палочки Х. Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников в интегрированной образовательной деятельности // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 28.02.2020).

Заказ № 556971


 

Одной из задач образования на современном этапе является формирование у детей практических навыков анализа информации, самообучения и самостоятельной работы. Поэтому дошкольное образование направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Ориентироваться и уверенно чувствовать в современном окружающем мире детям помогает развитое логическое мышление. 

Но, как известно, мышление не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Поэтому очень важно его развивать. Наиболее эффективным пособием для развития логического мышления детей являются палочки, разработанные бельгийским математиком X. Кюизенером. Основные особенности этого дидактического материала – универсальность, высокая эффективность, с помощью которого можно моделировать числа, свойства, отношения, зависимость между ними с помощью цвета и длины, вызывает живой интерес детей. Палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе.  Поэтому, целью моей деятельности стало создание методического комплекса по использованию палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников в интегрированной образовательной деятельности. 

Реализация этой цели невозможна без решения следующих задач: 

  • Апробировать и скорректировать перспективные планы работы с детьми от трех до семи лет. 
  • Обеспечить правильное чередование форм работы с детьми по развитию логического мышления у дошкольников.
  • Создать условия для применения имеющихся знаний в разнообразной деятельности детей. 
  • Сформировать пакет диагностических тестов для оценки эффективности работы по направлению. 

Исследования педагогов-психологов Льва Семенович Выготского, Даниила Борисовича Эльконина, Василия Васильевича Давыдова, убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности. Задача дошкольного образования заключается не в том, чтобы поскорее научить читать и считать, а в том, чтобы показать дошкольникам закономерности, зависимости развития окружающего мира подкреплять их доводами и фактами из различных областей жизни. Для их раскрытия часто требуются лишь соответствующие условия, которые помогут ребенку овладеть методами изучения, познания нового, такими как наблюдение, сравнение, обобщение, анализ и синтез. Это поможет сформировать у дошкольников умение учиться, станет залогом интеллектуального развития. 

Решить эту проблему на современном этапе помогает интегрированный подход к выбору содержания образования. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных образовательных областей, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Например, на конструировании, лепке педагог не только знакомит детей со свойствами материалов, но и создает условия для применения имеющихся знаний в практической деятельности (зная, что цветную палочку можно принять за условную мерку, измерить длину забора, дорожки, высоту и ширину постройки). Чтение художественной литературы позволяет стимулировать познавательную деятельность, развивать способность к самостоятельному мышлению, учит детей рассуждать, доказывать. При обучении грамоте, дошкольники могут применять цветные палочки для обозначения звука. Интегрированные образовательная деятельность снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышает познавательный интерес и мотивацию, развивает логическое мышление, воображение, внимание, память. 

Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. Дети играли с ними, создавали различные постройки и конфигурации. В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров. В дальнейшем для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подуй еще раз, но по-другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений. Палочки Кюинезера используются мной не только в организованной образовательной деятельности, но так, же и в режимных моментах, самостоятельной игровой деятельности детей. Работа по развитию логического мышления с палочками Кюизенера распределена по месяцам в перспективном плане. 

Перспективный план позволяет достичь оптимального интегрирования образовательных областей в разнообразных видах деятельности. При его составлении я учитывала задачи каждого возрастного периода. Раз в неделю планируется интегрированная непосредственно образовательная деятельность. Использование палочек в свободной игровой, совместной и индивидуальной деятельности, а также включенные в учебнообразовательный процесс, способствует развитию умственной деятельности детей. Дальнейшее усложнение задачи состояло в подборе упражнений с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. Детям предлагались проблемные ситуации (моделировать предметы из заданного количества деталей, построить рамки определенной формы соответственно размеру картины).

Использовались палочки Кюизенера в других образовательных областях: область «Социализация» в сюжетно – ролевых играх: магазин – деньги, цены на товар обозначаются палочками или кодовыми карточками; почта – адрес на посылке, письме, открытке, доме; поезд- билеты, места; больница – количество таблеток, количество раз приема таблеток. 

В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов); в самообслуживании как временной отрезок при одевании (раздевании), во время дежурства - обозначение количества детей за столом, количества столовых приборов, материала для образовательной деятельности кодовой карточкой или палочкой.

При подготовке к обучению грамоте полочки помогают выделять ударные слоги, подчеркивать рифмы, в составлении предложений, слов с указанным количеством звуков, в обозначении количество звуков в слове, слов в предложении. 

При составлении плана рассказа, сочинении сказки используется как условное обозначение. Образовательная область «Художественное творчество» использовались как условная мерка в аппликации, лепке. В работе над развитием логического мышления у дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации, делились интересными наблюдениями, с удовольствием участвовали в совместных играх с детьми. Выделяют и называют несколько свойств предметов, находят предметы по указанным свойствам, сравнивают и обобщают. 

Также порадовало то, что ребята достаточно быстро переходят от одного способа решения возникшей проблемы к другому, не испытывают затруднений в пояснении своих действий. Умеют строить по схеме изображения, понимают поставленную задачу и решают ее самостоятельно.

Анализ проведенной работы подтверждает эффективность методического комплекса. Проводимая мною работа по развитию логического мышления дошкольников позволила повысить и результаты  в образовательной области «ФЭМП». Показатели за период проводимой работы имели тенденцию роста и составили 58%- 69% - 73%. Наработанный опыт позволяет сделать вывод: методический комплекс с использованием палочек Х. Кюизенера развивает логическое мышление у детей дошкольного возраста и обеспечивает успешное усвоение программных задач, что способствует развитию предпосылок к учебной деятельности.