Организация мини-музея в детском саду по формированию у старших дошкольников представлений об истории родного края

Карнаухова Наталия Леонидовна

Воспитатель, МКДОУ д/с №1, пгт Верхошижемье, Кировская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Карнаухова Н.Л. Организация мини-музея в детском саду по формированию у старших дошкольников представлений об истории родного края // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 550551


 

Актуальность проблемы формирования у старших дошкольников представлений об истории родного края обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года [1]. В соответствии с этим документом одной из главных задач, на которые направлен Стандарт, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, в том числе на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [1, п. 1.6]. Законом закреплено, что государственная политика и правовое регулирование в сфере образования основываются, в том числе, на воспитании гражданственности, ответственности и патриотизма [1].

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

В последнее время в системе отечественного дошкольного образования наблюдаются значительные перемены. В первую очередь это можно проследить по обновлению содержания воспитания детей.

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; в содержании образовательной области «Познавательное развитие» подчеркивается важность формирования у детей первичных представлений о себе, о малой родине, Отечестве [1].

То есть, одним из основных направлений деятельности дошкольных организаций является патриотическое воспитание детей. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Возможность для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста предоставляет музейная педагогика. Несмотря на то, что еще в XIX в. возник интерес к педагогической функции музея, долгое время этим вопросом никто не занимался. В последнее время вновь возрос интерес к музейной педагогике как к инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление, по мнению Н.А. Рыжовой, играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом [2].

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении в настоящее время – одно из крупных направлений в дошкольной музейной педагогике.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини», в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Музей в детском саду, с по словам Н.А. Рыжовой, – «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного [3, с.9].

Мини-музей в детском саду можно рассматривать как особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Н.А Рыжова считает, что причины создания мини-музеев первоначально заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагаются вдали от «настоящих» музеев [3].

В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е.И. Тихеева [4] отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада: обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; формирование у дошкольников представления о музее; развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; формирование проектно-исследовательских умений и навыков, развитие речи и расширения словарного запаса; воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма; воспитание культуры поведения. 

Но самое главное – мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой. 

А.Н. Рыжова считает, что важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших детей, пополнять музей своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь они – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей [3].

Тематика и виды мини-музеев разнообразны и имеют свои специфические особенности. Нам предстоит создание исторического мини-музея, целью которого является формирование представлений у детей 5–6 лет об истории своего поселка. Назначение музея истории родного края – патриотическое воспитание дошкольников. Его задача заключается в том, чтобы дети полюбили родной край, его историю, все, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. 

Исторические мини-музеи распространены в дошкольных учреждениях пока не столь широко, как, например, музеи народной культуры (хотя последние в определенной степени можно считать историческими). Однако они могут быть очень разнообразными и привлекательными для детей. Главное – правильно подобрать экспонаты. 

Для исторических музеев характерно наличие экспонатов, которые невозможно разместить в дошкольном учреждении, и документов, которые не интересны маленьким детям. Поэтому, создавая исторический мини-музей, нужно тщательно продумать не только его тематику, но и пути ее отражения в экспозиции. 

Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации элементов развивающей среды. Н.А Рыжова в своих разработках выделяет общие принципы организации мини-музеев в детском саду [3]. На их основе мы выделили принципы, которыми следует руководствоваться при создании мини-музея истории родного края: 

1. Принцип интеграции

Мини-музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности и способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности, т. е. предусматривает возможность объединения различных видов деятельности – познавательной, исследовательской, поисковой, творческой, созидательной. 

Мини-музей истории родного края создаётся с учетом содержания раздела образовательной программы по ознакомлению с окружающим миром. Содержание мини-музея способствует формированию у детей представлений об истории родного края, его достопримечательностях, замечательных людях, прославивших родной край и позволяет ребенку не просто услышать информацию, но и «увидеть» его благодаря различным экспонатам. 

2. Принцип деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Очень важна организация условий для самостоятельной деятельности ребёнка: создавать экспонаты можно непосредственно в мини-музее, включать их в общую экспозицию, пополнять музей своими рисунками, пробовать себя в оформительстве; участвовать в организации и проведении экскурсий для детей других групп, родителей, гостей. Например, ребёнок может изготовить герб или флаг посёлка из предложенных материалов; самостоятельно изготовить игру, используя экспонаты мини-музея.

3. Принцип научности

Экспонатами мини-музея истории родного края могут являются любые предметы, имеющие отношение к теме: фотографии и макеты достопримечательностей; исторических памятников фотографии одних и тех же мест, сделанные в разное время; фотографии детей в посёлке; гербы, флажки, эмблемы, географические карты, макеты, сувениры и т.п.; картины и фотографии местных авторов. Главное, чтобы они достоверно отражали историческую тематику, были подобраны или созданы на основе реальных фактов; их значение должно быть представлено научным и, в то же время, доступным для ребенка языком. Необходимо помнить, что избыток научности, слабая адаптация материалов к уровню развития детей сделает мини-музей неинтересным для ребёнка.

4. Принцип природосообразности

При организации мини-музея необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка. В работе с дошкольниками используются разнообразные приемы, формы и методы, сочетающие традиционную музейную педагогику и дошкольное образование. Целесообразно объединить экспонаты по подтемам, блокам проводить так называемые беседы-пятиминутки. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога. Но если педагог способен удержать внимание детей, то за одно посещение можно рассматривать сразу несколько тем.

5. Принципы динамичности и вариативности

Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей и детей группы. Одни экспонаты можно убирать, другие – добавлять в экспозицию. Экспонаты мини-музея, его должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п.; отражать историческое прошлое родного края. Чтобы сохранить высокий уровень заинтересованности детей после создания мини-музея следует периодически включать «секретики» – специальные задания, за выполнение которых полагается символическая награда, интересные элементы.

6. Принцип безопасности и экологичности 

 Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника, он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д. Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, может использоваться бросовый, но чистый материал.

7. Принцип креативности

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых. Исторические мини-музеи занимают в дошкольных учреждениях очень разное по объему пространство – от отдельной просторной комнаты до небольшого уголка в группе. Помимо шкафов, полок, столиков, для оформления мини-музея можно используются стены, потолочное пространство (для мобилей и фотографий). На стенах с помощью цветной клейкой бумаги можно сделать план города, отдельного района или прикрепить географическую карту, которая может стать композиционным центром экспозиции. Для выделения такого центра подойдет и крупная фотография панорамы города или какого-то его символа. Хранителем мини-музея может стать характерный объект, который отличает данный регион от других.

8. Принцип непрерывности 

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём, независимо от формы её организации, отражает историческую тематику.

9. Принцип партнерства 

Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Рассмотрим этапы организации мини-музея в группе детского сада.

Организацию мини-музея удобно разбить на несколько этапов. Рассмотрим их подробно, опираясь на методические рекомендации по созданию мини-музея в детском саду А.Н. Рыжовой [3].

Главной задачей первого, подготовительного этапа, является выбор темы мини-музея, названия (оно должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание), определение путей создания мини-музея, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей. После определения тематики мини-музея педагог обсуждает с детьми и родителями варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу мини-музея, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии.

Главная задача второго, практического этапа (или этапа реализации проекта), – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини-музеев (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.п.) и работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и т.д.). 

Оформление мини-музея может быть различным. Всё зависит от возможностей и воображения создателей. При этом важно помнить, что внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, и отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. 

В мини-музее или рядом с ним можно разместить папки с описанием экспонатов и дополнительной информацией. Такие же материалы, только с рисунками, короткими подписями, фотографиями, указателями, картами могут быть сделаны и для детей. Так же в мини-музее вывешиваются схемы экспозиции, карты путешествий по ней, рисунки, знаки, отражающие нормы поведения. Например, в мини-музее можно трогать экспонаты руками, рассматривать их, играть с ними, но нельзя ломать. Отдельные знаки возле конкретных экспонатов напомнят дошкольникам, как именно взаимодействовать с данными предметами. Очень важно, чтобы во время знакомства с экспонатами дошкольники исследовали их с помощью всех органов чувств.

Третий, заключительный этап, начинается после завершения создания мини-музея. Однако и на этом этапе возможны различные изменения. Это может быть пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменение в оформлении, расширение пространства мини-музея. Проводится торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, сотрудников музеев и других представителей социума. оформляются визитки, билеты, приглашения в мини-музеи (например, для родителей, для детей других групп). Разрабатываются и проводятся экскурсии – взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых.

В процессе анализа исследований, методических разработок, принципов, рассмотренных нами выше, мы пришли к выводу, что организация мини-музея в группе детского сада даёт большие возможности для формирования представлений об истории родного края у детей старшего дошкольного возраста. 

Во-первых, организация мини-музея истории в группе даёт возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Это даёт возможность поэтапного формирования представлений у дошкольников об истории родного края – от простого к сложному. 

Во-вторых, использование различных игр в условиях мини-музея даёт возможность сделать процесс формирования представлений об истории родного края доступным, интересным. Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, в уголке самостоятельной деятельности мини-музея детям предоставляется возможность играть. Можно использовать игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические, игры-бродилки и т.д. 

Используя фотографии можно самостоятельно изготовить игры: 

«Четвертый лишний» – взять 3 фотографии достопримечательностей города (посёлка) и 1 любого другого объекта города (посёлка). Задача детей – определить, какая фотография лишняя;

«Найди пять отличий» – взять 2 фотографии одного и того же места, объекта, сделанные в разное время. Задача детей – определить, чем они отличаются; 

«Разрезные картинки» – взять фотографию, разрезанную на несколько частей. Задача детей – сложить части так, чтобы получилась фотография.

Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Например, при формировании представлений о символах посёлка, дети находят на полочке мини-музея коробку с карандашами только основных цветов герба (или флага). Если дети не догадаются, можно задать наводящий вопрос: «Что мы можем нарисовать такими карандашами?»

В-третьих, создание мини-музея даёт возможность объединения, сочетания различных видов деятельности: познавательной, исследовательской, поисковой, творческой, созидательной, направленных на формирование представлений об истории родного края. Получение знаний детьми происходит свободно в совместной деятельности со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Можно предложить детям изготовить вместе с родителями экспонат для мини-музея (например, достопримечательности) и рассказать о нём другим детям. Сначала дети займутся поиском фотографий, описаний, затем будет продуктивная деятельность, создание экспоната, и творческий рассказ.

В-четвёртых, возможность взаимодействия с экспонатами – дети осваивают среду через взаимодействие с ней. У дошкольников формируются представления об истории родного края как через общение с музейной информацией, так и через содержательное, интересное и неформального межличностное общение. 

В-пятых, мини-музей даёт возможность детям участвовать в организации и проведении экскурсий, что способствует развитию способности передавать полученные представления, попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку, а также их осмысленному усвоению. 

В-шестых, каждый ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей, по своему выбору, обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.

В-седьмых, мини-музей даёт возможность передавать представления через задействование различных анализаторов ребёнка.

Таким образом, мы видим, что музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как основных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Так же мы видим, что музей может выступать как средство обучения дошкольников, поэтому целесообразно использовать создание мини-музея истории родного края в детском саду, учитывая рассмотренные выше принципы и максимально используя его возможности в процессе формирования у старших дошкольников представлений об истории родного края.

 

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября.
  2. Рыжова, Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4 / Н.А. Рыжова. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 96 c.
  3. Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А. Рыжова, Л.В Логинова., А.И. Данюкова. М.: Линка-Пресс, 2008. 298 с.
  4. Троянская, С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учеб. пособие / С.Л. Троянская; Ижевск.: Научная книга, 2007. 139 с.