Особенности организации работы с детьми ОВЗ

Хусенова Екатерина Раззоковна

Воспитатель, МАОУ "СОШ №7" СП "Детский сад", г. Соликамск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хусенова Е.Р. Особенности организации работы с детьми ОВЗ // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 535467


 

У одной женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это благодаря тебе. У каждого из нас есть недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих людей такими, какие они есть. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещиной», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного образования.

Поэтому получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений.

Все большее распространение получает инклюзивное образование детей с ОВЗ. Дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Нашу группу посещает ребенок со сложной структурой дефекта, т.е. у ребенка легкая умственная отсталость с учетом психофизического развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Такому ребенку характерны такие черты как:

  • стереотипное поведение;
  • чрезмерная психомоторная возбудимость;
  • трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром, не играет со сверстниками;
  • стараются избегать каких – либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляется;
  • задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);
  • играет только с определенными игрушками.

Учитывая особенности ребенка, перед нами стоят следующие задачи:

  • сформировать коммуникативные навыки в стереотипных ситуациях;
  • формировать умения выстраивать простые отношения с детьми и взрослыми с учетом определенных правил поведения;
  • формировать умение преодолевать отрицательные формы поведения;
  • стимулировать подражание и речевую активность.

Для достижения поставленных задач созданы следующие условия:

1) совместно с узкими специалистами, со старшим воспитателем разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с лёгкой умственной отсталостью, с учётом психофизического развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра;

2) создана развивающая предметно – пространственная среда в группе с учетом интересов и потребностей ребенка. Среди оборудования и материалов доступных для него, имеются его любимые игрушки, предметы (фигурки животных, пирамидки, мозайка). При организации пространства используются дополнительные визуальные средства: фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения. Имеются уголки активности, моделирующие реальные ситуации общественной жизни (улица, магазин, аптека, дом и т.д.). Весь материал находиться в пределах видимости ребенка, он может его самостоятельно выбрать или указать на него. Также для расширения социального опыта ребенка, для развития его познавательного и эмоционального интереса к занятиям в РППС имеется уголок для игр с песком, различными сыпучими материалами и водой. Для развития познавательной деятельности, ориентировки в пространстве используем материал М. Монтессори: «Цветные штанги», «Блоки с цилиндрами - вкладышами», «Геометрический комод», «Геометрические тела», «Шершавые буквы» и т.п.

3) проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия не только с педагогами группы, но и узкими специалистами (учитель – логопед, педагог – психолог).

Коррекционная работа проходит с нескольких флангов: 

Педагог-психолог обеспечивает разработку индивидуальных программ развития, проводит диагностику, психопрофилактическую работу. Работа психолога заключается также в постоянном тесном общении с родителями и воспитателями, он повышает уровень психологической компетенции воспитателей и родителей. 

Логопедическая работа не менее важна для ребёнка, ведь речь и развитие взаимосвязаны. Логопед диагностирует ребёнка и разрабатывает индивидуальную программу развития речи и коммуникативных навыков. 

Музыкальный руководитель развивает эстетическую сторону ребёнка, применяет музыкотерапию как метод релаксации и коррекции; 

Инструктор по физкультуре прилагает все усилия для оздоровления и закаливания ребёнка, подбирая строго индивидуальный комплекс упражнений и процедур; 

Медперсонал – это профилактика, оздоровление, наблюдение и контроль здоровья. 

И, наконец, воспитатель занимается всесторонним развитием деток с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

4) кадровые условия, пройдены курсы по теме «Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО», являюсь активным слушателем онлайн – конференции, семинаров.

На сегодняшний день результатом работы является, то что ребенок начинает произносить отдельные слоги и элементарные слова (пока, нет, мама) повторяет движения, слышит обращенную к нему речь. 

Повторяя действия за взрослым; усвоил способы работы с бумагой и клеем, любит играть с мозаикой, конструктором, пластилином; проявляет интерес к выполнению заданий с использованием песочной терапии.

Безусловно, большую роль в работе с таким ребенком играет заинтересованность родителей. Обучая ребенка определенным движениям (например, «кивни головой»«подними руку», вовлечение ребенка в игру с игрушкой) мы также, обучаем и родителей, как правильно отрабатывать тот или иной навык, как правильно общаться с ребенком. Ведь, кто как не родитель будет закреплять, то, чему учат его ребенка. Только совместными усилиями мы можем увидеть результат, проследить положительную динамику. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех.

Таким образом, комплексный подход к решению сложной для всего педагогического коллектива проблемы позволил получить положительные результаты. Педагоги группы на достаточном уровне овладели знаниями, умениями и трудовыми функциями, а родители ребенка отметили положительную динамику, как в физическом состоянии ребенка, так и в психоэмоциональном.