В гостях у сказки: проект

Мартыненко Наталия Геннадьевна
Толстых Татьяна Владимировна

Воспитатель, МБДОУ ДС "Калинка", г. Волгодонск, Ростовская область
Воспитатель, МБДОУ ДС "Калинка", г. Волгодонск, Ростовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мартыненко Н.Г., Толстых Т.В. В гостях у сказки: проект // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 529333


 

Паспорт проекта:

Название проекта: «В гостях у сказки»

Авторы проекта: Мартыненко Наталия Геннадьевна, Толстых Татьяна Владимировна – воспитатели.

Вид проекта: ролевой - игровой, творческий.

Срок реализации проекта: среднесрочный (2019 – 2020 гг.)

Участники проекта: дети младшего возраста, воспитатели, родители, муз. работник, физ. работник, изо. работник.

База, реализации проекта: МБДОУ ДС «Калинка», г. Волгодонск.

Актуальность: Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. 

Гипотеза: 

Если знакомить детей младшего возраста с театрализованной деятельностью, то это позволит: наиболее гармонично развить психические процессы; решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа; преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость; приобщить воспитанников к художественной литературе, сформировать у них любовь и интерес к книге. 

Постановка проблемы:

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Театр – единственный вид деятельности, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, целеустремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В то же время, несмотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы нашего проекта.

Цель проекта:

  • Развивать психические процессы детей:
    • Познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление речь);
    • Эмоциональные (эмоции, чувства);
    • Волевые (принятие решений, преодоление трудностей, управление своим поведением)
    • Приобщать к сказкам посредством различных видов театра
    • Способствовать интеллектуальному развитию детей, посредством сказок. 

Задачи проекта:

    1. побуждать возникновение у детей интереса к предлагаемой деятельности,
    2. привлекать детей к совместной театрализованной деятельности,
    3. формировать представление о различных видах театра,
    4. развивать психические процессы,
    5. помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

Ожидаемые результаты:

  • у детей расширится словарный запас;
    • разовьется у детей:
    • коммуникативные навыки; 
    • внутренняя потребности пользоваться настольным и пальчиковым театром;
    • сформируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
    • у детей сформируется интерес к театрализованной деятельности; 
    • разовьется способность воспитанников к целостному восприятию различных видов театра, к усвоению его содержания, эмоциональная отзывчивость на него;
    • активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание;
    • у детей возникнет положительное отношение к режимным моментам;
    • сформируется система работы по использованию различных видов театра;
  • будут подобраны картотека и медиатека различных видов театра, сказок;
  • будут созданы Лепбук «В гостях у сказки»;
  • будут изготовлены:  
    • настольные театры: «Теремок», «Колобок» «Репка»;
    • пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Курочка ряба»;
    • плоскостной театр: «Три медведя»;
    • сюжетные картинки по сказкам: «Теремок», «Колобок» «Репка», «Курочка ряба», «Три медведя»;
    • дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок.
  • пополниться уголок книжки произведениями и иллюстрациями к русским народным;
  • установятся доверительные отношения между ребенком и педагогом;
  • у родителей сформируется понимание необходимости приобщения своих детей к театрализованной деятельности посредствам сказок.

 

Сроки и этапы реализации проекта

1 Этап – подготовительный (Август – сентябрь)

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемые результаты

1.

Подобрать сказки, соответственно возрасту детей;

Август 2019г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

2.

Составить аудио и видео картотеки сказок, для всех режимных моментов;

Август - Сентябрь 2019г.

Пополнение аудио и видео картотеки.

3.

Подобрать иллюстрированную литературу.

Август - Сентябрь 2019г.

Создание мини библиотеки

4.

Создание анкет для родителей.

Август 2019г.

Пополнение материальной базы и информационных ресурсов.

5.

Изучение научной и методической литературы по проблеме

Август 2019

Информационная компетентность

 

2 Этап – основной (сентябрь 2019 –май 2020гг.)

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемые

 результаты

1.

Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке».

В течение года

Интерес к музыкальным произведениям.

2.

Чтение сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке».

В течение года

Развитие навыков речевого общения. Интерес к сказкам.

3.

Пошив костюм к театрализации сказок «Теремок», «Репка».

В течение года

Обеспечение образовательного процесса костюмами для театрализации.

4.

П/И: 

«Лохматый пес», «У медведя во бору»; «Хомка», «Буратино»; «Ветерок»; «Цветок»; «мыши водят хоровод»; «Лиска-лиса»; «Гуси», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит».

В течение года

Сплочение детского коллектива.

5.

Чтение стихотворений, потешек.

В течение года

Развитие слухового восприятия, эмоционального восприятия. Развитие навыков речевого общения. Умение применять знания в самостоятельной деятельности.

6.

Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?».

В течение года

Умение применять знания в самостоятельной деятельности.

7.

Пение детских песенок «Два веселых гуся», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка мамонтенка».

В течение года

Развитие слухового восприятия, эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.

Побуждение к экспериментированию с возможностями голоса, звукоподражанием.

8.

Разучивание музыкально – ритмических движений;

В течение года

Сплочение детского коллектива.

9.

Просмотр сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса»,  «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке».

В течение года

Формирование интереса к знакомым сказкам.  Умение сопереживать героям произведений.  Приобщение детей к духовным ценностям.

Умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Расширенный и активизированный словарный запас детей;

Развитие звуковой культуры речи.

Интерес к русским народным сказкам.

11.

Рисование любимых героев сказок.

В течение года

Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник рисования.

12.

Анкетирование родителей.

Сентябрь 2019 г.

Пополнение материальной базы и информационных ресурсов.

13.

Акция «Подари книжку в садик».

Сентябрь 2019 г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

14.

Консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Сентябрь

2019 г.

Родительский уголок.

15.

Рассказывание сказки «Теремок» по сюжетным картинкам.

Сентябрь

2019 г.

Развитие речевого общения.

Умение удерживать внимание, слушая короткий текст, рассматривая репродукцию.

16.

Лепка – колобок.

Сентябрь

2019 г.

Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник лепки.

17.

Строительная игра «Теремок».

Октябрь 2019 г.

Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник конструирования.

18.

Консультация для родителей «Роль книги в жизни детей»; «Влияние сказки на развитие детей» (логопед).

Октябрь 2019 г.

Родительский уголок.

19.

Создание книжки – малышки по мотивам любимой сказки.

Ноябрь 2019 г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

20.

Интегративное занятие «Игрушечные сказки».

Ноябрь 2019 г.

Эмоционально-эстетические чувства.

21.

Вернисаж «В гостях у сказки».

Декабрь 2019 г.

Эмоционально-эстетические чувства. Интерес к русским народным сказкам.

22.

Акция «Подари книжку в садик».

Декабрь 2019 г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

23.

Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра.

Январь 2020 г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

24.

Проведение выставки «Вернисаж – «Наши любимая семейная сказка»».

Январь 2020 г.

Эмоционально-эстетические чувства.

25.

Игра-драматизация по произведению «Колобок».

Февраль 2020 г.

Формирование у детей интереса к играм – драматизациям, умение отражать некоторые простые действия и имитировать действия персонажей, передавать не сложные эмоциональные действия персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жесты, движения.

26.

Игра-драматизация по произведению «Теремок».

Март 

2020 г

Формирование у детей интереса к играм – драматизациям, умение отражать некоторые простые действия и имитировать действия персонажей, передавать не сложные эмоциональные действия персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жесты, движения.

27.

«Книжкина больница» (наблюдение за работой взрослого по ремонту книг).

Январь 2020 г.

Оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге.

28.

Инсценировка сказок совместно с воспитателем «Репка».

Апрель 2020 г.

Формирование у детей интереса к играм – драматизациям, умение отражать некоторые простые действия и имитировать действия персонажей, передавать не сложные эмоциональные действия персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жесты, движения.

29.

Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»).

Апрель 2020 г.

Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник конструирования.

30.

Трудовой десант: «Посади на участке группы: дерево, куст, цветок».

Май 

2020 г.

Сплочение детского коллектива

31.

Создание лепбука «Наши любимые сказки».

Май

 2020г.

Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом.

 

3 Этап - Заключительный

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемые результаты

1.

Диагностические исследования 2 раза в год.

2019-2020гг.

Октябрь

Май

Определение уровня речевого развития

2.

Лепбук «Наши любимые сказки»

Май 

2020г.

Создание лепбука

3.

Подготовка к докладу на педагогический совет и на родительском собрании.

Май 

2020г.

Доклад