Нетрадиционное рисование с детьми с нарушением зрения

Крысанова Светлана Викторовна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 14,  г. Белово, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Крысанова С.В. Нетрадиционное рисование с детьми с нарушением зрения // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 514378


 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Работая в коррекционной группе, с дошкольниками с нарушением зрения постоянно сталкиваюсь с тем, что дети с патологией зрения испытывают определенные трудности. Наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. У детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. Отмечается неравномерная работоспособность.

Из-за быстрого наступления утомления дошкольники не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Воспитанники не могут слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако приступив к деятельности, они не знают с чего начать. Все перечисленные нарушения негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании.

Поэтому использование нетрадиционных техник рисования приобретают высокую коррекционную значимость.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным клейстером, пеной для бритья, а также можно рисовать на молоке.

Дети пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком), получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и оттенками.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Развивается познавательный интерес, начинают задавать вопросы педагогу и друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

В своей работе с детьми с нарушением зрения считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

Рисование цветным клейстером

Ребенок с помощью широкой кисти наносит на бумагу подкрашенный клейстер, затем палочкой «процарапывает» выразительные детали. Это могут быть морозные узоры, волны на море, узор на посуде, домике.

Рисование мыльной пеной

Совместно с детьми приготовить цветной мыльный раствор. С помощью соломинки сделать мыльные пузыри, сверху стакана приложить чистый лист бумаги. На листке остается отпечаток, дать подсохнуть и можно фломастерами, цветными карандашами дорисовать рисунок.

Рисование свечой или восковыми мелками

Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой, или мелками остается не закрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить контур карандашом или использовать трафарет.

Рисование воздушными фломастерами

Похожая техника только брызги получаются более мелкими, и требует меньше подготовки. Ребенок берет фломастер, готовит его к работе, дует в него длительно, заполняя мелкими брызгами трафарет или весь лист. Можно использовать сочетание нескольких цветов, создавая сюжет или узор.

Рисование с использованием пены для бритья и гуашь

На тарелочке смешивается пена для бритья и гуашь. Берется целлофан, его необходимо смять. Целлофан обмакиваем в полученную краску и наносим на контур (крона деревьев, облака и т.д.).

Рисование на молоке

Ребенок наливает в тарелочку молоко. С помощью пипетки набирает гуашь и опускает ее в центр тарелки, можно брать сразу несколько цветов. Потом берется палочка опускает ее в моющее средства и рисует на молоке. Краска расходится по тарелке, получаются необычные узоры.

Рисование с помощью листьев: деревьев, петрушки, салата.

Ребенок покрывает лист краской, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. С помощью листьев можно изображать деревья и кустарники, а ствол необходимо дорисовать кистью.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей