Знакомство со сказкой «Как ежик шубу менял»: сценарий занятия по развитию речи в подготовительной группе

Шайгарданова Регина Вячеславовна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад №1, г. Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шайгарданова Р.В. Знакомство со сказкой «Как ежик шубу менял»: сценарий занятия по развитию речи в подготовительной группе // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 513262


 

Задачи: 

Образовательные: 

  • Вовлекать детей в содержательное общение, диалог. 
  • Учить передавать содержание сказки в форме игры-инсценировки. 
  • Уточнять представления детей о словесном составе предложения, слоговой структуре слова, совершенствовать умения производить звуковой анализ слова.

Развивающие: 

  • Развивать артикуляционный аппарат детей, интонационную выразительность речи, умение целенаправленно вслушиваться в речь. 
  • Совершенствовать умения осуществлять самоконтроль и исправлять ошибки.

Воспитательные: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: картинки со словами ЁЖИК, ЛИСА, И, ЗАЯЦ, ВОЛК, ДРУЗЬЯ, ИГРАЕТ, ИГРАЮТ, точка. Предметные картинки для звукового анализа слова, фишки красного и синего цвета. Схема слова «лес» для осуществления самоконтроля на слайде. Схема для пересказа сказки «Как ежик шубу менял» на слайде, атрибуты, костюмы для инсценировки сказки.

 

Ход занятия:

Дети заходят в группу, встают в полукруг у доски.  

1. Организационный момент (1 мин):

Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

Воспитатель: Вы у нас уже выросли большими и очень стараетесь многое узнать и многому научиться, чтобы пойти в школу. И в первую очередь мы с вами учимся правильно, красиво, выразительно говорить. Многое вы уже умеете. Покажем гостям, как вы умеете читать и составлять предложения? 

Дети выражают согласие.

2. Формирование представлений детей о словесном составе предложений (5 минут)

Воспитатель выкладывает на наборном полотне предложение ЁЖИК И ЗАЯЦ ДРУЗЬЯ и говорит детям: «Выложу здесь слова ежик, и, заяц, друзья. Предлагаю вам прочитать предложение, которое у меня получилось воспитатель ведет указкой слева направо, дети читают: ЁЖИК И ЗАЯЦ ДРУЗЬЯ.

Воспитатель задает вопросы:

- Сколько слов в этом предложении?

- Сколько слогов в словах заяц, ёжик, друзья?

Воспитатель выкладывает предложение: а теперь выложу другое предложение: ЁЖИК И ЗАЯЦ ИГРАЮТ. Предлагает детям прочитать его. Дети читают.  Воспитатель предлагает одному ребенку выложить предложение ЛИСА ИГРАЕТ. 

Воспитатель: Какое новое слово вы здесь видите? (играет). Подумайте и скажите, когда говорят «играют», а когда говорят «играет» («играет» говорят про одного человека или зверя, а когда хотят рассказать про многих ребят, зверей, то говорят «играют»).

Воспитатель: Кто хочет составить предложение с этими словами. Два ребенка приглашаются к доске и составляют предложения. А другие дети придумывают предложения устно. Затем все дети читают предложения на доске. 

Воспитатель: Молодцы, вы уже научились составлять предложения. (пока не у всех получается, но у нас до школы еще есть время чтобы научиться. 

3. Развитие артикуляционного аппарата, интонационной выразительности речи (3 мин)

Воспитатель: Сделать нашу речь красивой, выразительной помогают скороговорки. Поиграем? Я предлагаю разучить скороговорку «Ежевичное желе ёж сварил своей жене». 

Дети повторяют скороговорку сначала медленно и тихо, а потом быстро и громко. 

Воспитатель: Можете помогать себе руками: сжимать и разжимать пальцы, (руки вытянуты перед грудью).

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в такую игру: Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Надо ответить тем словом, которое я выделила, например: «Ежевичное желе ёж сварил своей жене». Какое слово я выделила? (Ёж) 

Дети садятся за столы.

4. Совершенствование умения производить звуковой анализ слов. Совершенствование умения осуществлять самоконтроль и исправлять ошибки (3 мин).

Воспитатель предлагает выполнить звуковой анализ слова «лес» (Тем детям, которые справятся с заданием могут быть предложены схемы слов «волк», «лиса»). 

Воспитатель проводит индивидуальную работу, помогает детям, разъясняет, поддерживает их, ободряет.

Воспитатель после окончания работы на слайде представляет схему слова и предлагает детям провести самоконтроль, исправить ошибки. Затем один ребенок вслух производит анализ слова:

- В слове «волк» первый звук В, он согласный, обозначаем синей фишкой;

- второй звук О, он гласный, обозначаем красной фишкой;

- третий звук Л, он согласный, обозначаем красной фишкой;

- четвертый звук К, он согласный, обозначаем синей фишкой;

- в слове «волк» четыре звука.

Воспитатель хвалит детей … за безошибочную работу. 

5. Знакомство со сказкой «Как ежик шубу менял» (3 мин)

Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас сказку А. Суконцева «Как ёжик шубу менял». Хотите послушать? 

Воспитатель пересказывает сказку.

6. Пересказ сказки (3 мин). 

Воспитатель: Понравилась сказка? Предлагаю пересказать ее и разыграть. Согласны? давайте вспомним, с чего начинается сказка?

Воспитатель обращает внимание на доску, где представлена схема: «Вот лес. земля и деревья уже покрыты снегом. Встретились еж и заяц. О чем они говорили?

Воспитатель выслушивает высказывания детей и напоминает, как об этом сказано в сказке:

- Заяц, ты где шубу сменял?

- Там, у старого дрозда.

- А мне нельзя сменять свою шубу?

- Я не знаю, попробуй сходи, спроси.

Воспитатель: (добавляет на слайде дрозда.) Вспомните, о чем разговаривали ёжик и дрозд? 

Воспитатель выслушивает высказывания детей и напоминает, как об этом сказано в сказке:

- Я тоже хочу в белой шубке щеголять. (значит красоваться)

- Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Воспитатель: Что было потом? (добавляет на слайде лису): послушайте, как рассказано в сказке о встрече ежика и лисы. (зачитывает отрывок из сказки):

И вдруг лиса. Хотел ежик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы. Но бегать быстро, как заяц ежик не умеет. А лиса его вот-вот догонит. На ежикино счастье поблизости была его нора. Юркнул он туда, сидит, от страха дрожит.

Воспитатель: а чем заканчивается сказка?

Воспитатель выслушивает высказывания детей и напоминает, как об этом сказано в сказке:

Прибежал еж к дрозду:

- Отдай мои иголки, возьми эту пушистую шубу назад.

С тех пор ходит ежик в своей шубе и не меняет ее. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надежная. В ней ежик не боится ни лисы, ни волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не обрадуешься.

7. Инсценировка сказки (10 минут)

Воспитатель: Предлагает детям договориться, кто будет показывать сказку, кто будет ежиком, зайцем, лисой, дроздом.

Дети разыгрывают сказку. Воспитатель помогает детям в случае необходимости.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы замечательно играли. Вам аплодируют зрители.

8. Рефлексия (2 мин).

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? Как вы оцениваете свою работу на занятии? (Ответы детей)

- Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

- Какое задание было для вас трудным? (Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу работу. Ваша речь становится с каждым днем все красивее и правильнее. Молодцы!