Применение информационных технологий в учебном процессе

Ткаченко Мария Николаевна

Преподаватель, ГБПОУ "Профессиональное училище № 44", г. Николаевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ткаченко М.Н. Применение информационных технологий в учебном процессе // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 512578


 

Любая инновационная преподавательская работа базируется в осмыслении фактического преподавательского опыта и нацелена на перемены с целью повышения качества образовательного процесса. Продуктами преподавательской работы считается новшества, которые благоприятно изменяют концепцию современного образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные методы.

Педагогическая деятельность всегда ориентируется на определенный смысл и нацелена на индивидуальные особенности обучающихся. В зависимости от того, какие ценности доминируют при этом, педагогическая деятельность в образовательных преобразованиях может иметь формирующий или развивающий характер.

Целевые, содержательные и процессуальные характерные черты инновационной образовательной системы формируются прежде всего на основе ориентированных педагогических идей и технологий, они нацелены на актуализацию образовательных потребностей личности, которая растет и развивается. В основной массе технология ориентирована на колоссальные изменения в сфере деятельности педагога.

Инновационная педагогическая деятельность является одним из видов производительной деятельности. Из числа её неотъемлемых частей особенную значимость представляет творческий процесс. Достояние мировой и отечественной педагогики, современные научно-педагогические исследования и практический опыт многих поколений педагогов убеждают в необходимости творческого компонента в преподавательской деятельности. Инновационные процессы, инновационная педагогическая деятельность без него попросту неосуществимы. Специфика педагогического творчества заключается в том, что ее объектом и результатом является создание личности, а не образа, как в искусстве, или механизма, конструкции - как в технике. Ведущей формой и значимым элементом инновационной педагогической деятельности является эксперимент, результаты которого обогащают новыми знаниями учебно-воспитательный процесс, дают возможность убедиться на основании педагогической практики в эффективности новых идей и технологий.

По содержанию и функциональностью педагогический эксперимент может быть учебным, дидактическим, научно-исследовательским. В целом эксперимент в сфере образования истолковывается как способ постижения, при помощи которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуются педагогическое явление, продолжается поиск нового, более эффективного способа решения педагогической проблемы; метод исследования, что учитывает акцентирование значительных условий, которые оказывают влияние на результаты педагогической деятельности, дает возможность варьировать ими для достижения оптимальных результатов.

Целью педагогического эксперимента считается контроль производительности разных педагогических воздействий, то есть содержания, методов, приемов, форм организации учебной и воспитательной работы. Эксперимент дает возможность установить причинную связь между педагогическими воздействиями и их результатами (освоением знаний, умений, развитием способностей, формированием навыков поведения и т.д.).

Особым видом педагогического эксперимента является инновационный педагогический эксперимент.

Инновационный педагогический эксперимент – это метод исследовательско - педагогической деятельности, который предусматривает существенные изменения в содержании, методах и формах работы с целью повышения качества предоставляемых педагогических услуг.

Как и в других сферах деятельности, инновационный педагогический эксперимент выполняет не только оценочную, но и прагматическую (исследование условий внедрения инноваций) и прогностическую (определение перспектив развития нововведение) функции. Его структура аналогична структуре научного эксперимента, к которой относятся:

  • предмет и объект исследования;
  • формулировка цели эксперимента;
  • определение задач эксперимента;
  • создание и выбор определенных методов и методов исследования;
  • экспертиза программы исследования и этапы проведения эксперимента.

Для педагогов, работающих в инновационном режиме, важное значение имеет изучение педагогического опыта как источника инновационной деятельности. Особый интерес они проявляют к таким его разновидностям, как передовой и новаторский педагогический опыт.

Передовой педагогический опыт – учебно-воспитательная, координационно- преподавательская работа, в ходе которой стабильные положительные результаты в решении актуальных педагогических проблем обеспечиваются использованием оригинальных форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания, новых образовательных систем или интеграции традиционных форм, методов, приемов и средств.

Главными критериями передового педагогического опыта являются:

  • актуальность;
  • новизна;
  • результативность;
  • стабильность;
  • перспективность.

Руководствуясь этими критериями, как своеобразными эталонами, можно оценить уровень достижения результатов в развитии приобретенных на основе и в процессе непосредственной педагогической деятельности знаний и навыков. Необходима синергия всех перечисленных критериев для успешного продвижения эксперимента.

Новаторский педагогический опыт – радикально новые учебно-воспитательные идеи, направленные на повышения качества обучения.

В зависимости от содержания и конкретных результатов выделяют следующие его виды:

  • исследовательский педагогический опыт (суть его заключается в получении оригинальных данных, нередко - открытий благодаря использованию поиска);
  • новаторский педагогический опыт (его целью является совершенствование практики обучения и воспитания на основе использования творческих идей).

Следовательно, инновационная педагогическая деятельность является основой обновление методик, форм обучения. Ее результат определяют структурные и содержательные изменения в работе учебного заведения, образовательной системы, а при определенных условиях – создание качественно новой педагогической практики – авторского заведения или радикального реформирования всей образовательной системы. В первую очередь преподаватель должен быть заинтересован в создании такой системы, которая позволит обучающимся получить достаточный уровень образования, такой преподаватель положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создает условия для духовного развития, осуществляет личностно-ориентированный подход, помогает в самоопределении и саморазвитии. 

 

Литература:

  1. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога: методическое пособие / под редакцией П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. Шуя: Издательство ШФ ИвГУ, 2016. 83 с.
  2. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов // Среднее профессиональное образование. Приложение к журналу. 2010. № 8. С. 16-21.