Народные игры как аспект воспитания духовности и средство приобщения дошкольников к народным традициям

Косова Валентина Николаевна
Леонова Галина Григорьевна
Окунева Дина Владиславовна

Воспитатель, МАДОУ № 78, г. Белгород
Воспитатель, МАДОУ № 78, г. Белгород
Воспитатель, МАДОУ № 78, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Косова В.Н., Леонова Г.Г., Окунева Д.В. Народные игры как аспект воспитания духовности и средство приобщения дошкольников к народным традициям // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 512184


 

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры имеют много тысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. 

Более того, если говорить об играх семейных, то можно сказать, что народные игры являются одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных, дружеских контактов между взрослыми и детьми. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Необходимо помочь родителям с помощью народных игр осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

Народные игры отличаются принципом проведения:

  • хороводные (к примеру, «Каравай»);
  • сидячие (например, «Кольцо»);
  • подражательные («Заинька»);
  • с преследованием («Селезень»);
  • с выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);
  • с диалогом («Что ты делаешь, коршун»);
  • игры-забавы («Я змея»).

В детском саду на свежем воздухе педагоги играют с детьми в такие игры, как «Золотые ворота», «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Ловишки», «Поводырь», «Салки», «Колечко-колечко», «У медведя во бору» и т.д.

Преимущество в том, что народные игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах. Вместе с детьми можно изготовить атрибуты, которые используются в играх;

Советы родителям по организации народных игр в семье:

  • Для ребёнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним;
  • Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей;
  • Ваше участие в детской игре – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должны быть естественным и желанным;
  • Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своё терпение;
  • Поддерживайте активный, творческий подход ребёнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребёнка в игре;
  • Если ребёнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно;
  • Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья;
  • Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребёнка.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой, что наложило отпечаток на формирование народных игр. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка. 

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, - оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы народные игры были в жизни каждого ребенка, каждой семьи. Дети наше будущее.

 

Литература:

  1. Кокуева Л.В. Духовно–нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. МИАРКТИ, 2003.
  2. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПБ Детство – Пресс, 2008.
  3. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПБ, 2000.