Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий на уроках русской литературы

Бадалина Галина Ивановна

Преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ "Профессиональное училище № 44", г. Николаевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бадалина Г.И. Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий на уроках русской литературы // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 511652


 

Приоритетным направлением процесса информатизации образования является внедрение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную отрасль. Однако в ходе развития цифрового информационного образовательного пространства возникают определенные вопросы о целесообразности и эффективности, места и роли ИКТ в учебно-воспитательном процессе, что является вполне закономерным [1, c. 15].

Введение в учебный процесс современных информационных, в частности, компьютерно-ориентированных и телекоммуникационных технологий, открывает новые способы, предоставляет широкие возможности для дальнейшей дифференциации общего и профессионального обучения, всесторонней реализации творческих, поисковых, личностно-ориентированных, коммуникативных форм обучения, повышения его эффективности, мобильности и соответствия запросам практики [3, c. 13].

Потребности современной жизни обусловливают поиски новых форм организации учебно-воспитательного процесса, в частности – занятий по русской литературе. Использование компьютерных технологий и Интернета является одним из инновационных средств изучения литературы, позволяет стимулировать интерес учащихся к художественным произведениям и высвободить больше времени для творческого сотрудничества учителя и ученика [2, c. 17]. Конечно, стоит помнить, что постоянными компонентами в процессе литературного образования школьников остается литературный текст как эстетическое явление и диалог, организованный учителем: художественный текст – читатель, читатель – автор, художественный текст – автор – читатель [7, c. 18].

Внедрение современных информационных технологий на занятиях литературы становится одной из актуальных проблем методики преподавания предмета. В связи с этим чрезвычайно важной является проблема подготовки педагогов-словесников к работе в таком режиме. 

Вопрос о том, в какой мере использовать ИКТ на уроках, стоит особенно остро у учителя литературы. Ведь словесник, прежде всего, имеет дело с искусством слова, работает над развитием речи, привлекает учащихся к духовности и эстетических ценностей. Урок литературы, прежде всего, должен придерживаться читательско-центрической модели обучения.

Современные инновационные технологии дают возможность учителю в процессе подготовки к любому мероприятию достичь высокой результативности. 

На современном этапе развития образовательной системы в процессе преподавания литературы растет роль инновационных технологий, использование которых значительно способствовать повышению качества и интенсивности учебного процесса, привлечению внимания учащихся к лучшим достижениям русской литературы [4, c. 21]. Одним из продуктивных и перспективных направлений такой работы является использование возможностей компьютерной техники, с помощью которой в первую очередь лучше решается проблема обеспечения учителя и ученика художественными текстами и научно-методической литературой.

Итак, в современном обществе обучение можно организовать таким образом, что источником знаний может выступать не только учитель, но и компьютер, телевизор, видео. Ученики, соответственно, должны уметь осмысливать полученную информацию, трактовать ее, применять в конкретных условиях [5, c. 22].

Медиаграмотность позволяет человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, развивает критическое мышление. Сегодня ребенок начинает работать с компьютером как потребитель и пользователь ИКТ в 6 лет. И количество молодых онлайн-пользователей с каждым годом растет более чем на 30%. Тогда как школа отстает от введения ИКТ, не способствует мотивации учащихся к обучению [6, c. 7]. «Сегодня существует большой технологический разрыв между учениками и школой. Новое «мультимедийное поколение» хочет видеть в школе современные технологии. У многих учеников отсутствие современных электронных интерактивных средств и новаторских программ отражает интерес к обучению, - заметил Кристиан Фонтено, руководитель американской программы «Школа XXI века» [9, c.5].

В научной литературе освещены различные проблемы адаптации и использования ИКТ и мультимедиа в контексте школьного обучения, методологии и теории компьютеризации образования (В. Быков, В. Гузеев, Ю. Жалдак, Ю. Жук, И. Захарова, А. Полат, С. Раков, А. Федоров). Не остаются в стороне этой проблемы и ученые-методисты, которые предлагают свои варианты в системе информатизации О. Исаева, Ю. Ковбасенко, А. Куцевол, В. Пронкевич, А. Улищенко, В. Шуляр. Учителя-практики в разрозненном формате представляют собственные модели уроков литературы с использованием компьютерных технологий.

Анализ результатов научных исследований свидетельствует о недостаточной изученности вопроса разработки компьютерного и мультимедийного сопровождения предметов гуманитарного цикла, в частности, уроков русской литературы, исходя из специфики предмета, на системном уровне с теоретическим обоснованием.

Использование ИКТ, как правило, ограничивается иллюстративными и наглядными функциями. Учитель не ставит перед собой задачу дать ученику специальные поисковые знания, научить навигации в информационном пространстве – то есть формировать деятельно-ценностный подход к образованию и самообразованию, компетенции читателя, а выбирает путь демонстрации, иллюстрации и контроля знаний. Тогда как в информационных технологиях лежит не иллюстративная функция, а смысловое оформление материала, то есть создание такой демонстрации, направленной не в иллюстрирование материала, а на побуждение к поискам ответа на вопрос [8, c.5].

Включаются мыслительные операции анализа, синтеза с выходом на самостоятельные обобщения и выводы. Деятельность учащихся в системе ИКТ предполагает работу с интернет-библиотеками, иллюстрированием учебного материала, обработку данных – дидактические материалы с экрана, использование видеоматериалов, фрагментов теле-, художественных фильмов как основы формирования интерпретационной культуры учащихся, порождает новый жанр урока – компьютерно ориентированный урок. Дидактические и композиционные возможности такого урока заключаются в учете особенностей восприятия современных подростков и молодежи.

Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, имеют ряд очевидных преимуществ: это новый уровень презентации учебного материала, что связано с использованием зрительной и аддитивной наглядности [10, c. 22-23].

Система обучения с сочетанием традиционных для урока литературы источников информации, как художественный текст, учебник на бумажных носителях и нетрадиционных, как ИКТ и мультимедиа, получила название смешанной. Такая система обучения повышает роль индивидуальной творческой познавательной деятельности ученика и реализуется по определенной схеме. Таким образом, выстраивается логика ИКТ сопровождения урока литературы.

Придя к выводу, что использование ИКТ на уроках литературы можно рассматривать как гипертекст в медиаобразовании и это способствует лучшему достижению поставленных учителем целей на уроке, можем проанализировать пути, методы и формы использования ИКТ. 

Современная образовательная парадигма требует перехода от пассивных к активным технологиям обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании является очередным этапом внедрения новейших подходов к преподаванию дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Русская литература не является исключением, ведь эта дисциплина дает педагогу широкое поле для творчества и экспериментальной деятельности, которую можно осуществлять именно средствами ИКТ [12, c. 29].

При изучении литературы следует активнее использовать современные педагогические технологии: компьютеризированное обучение, интерактивные виды и формы работы. Они увеличивают познавательную самостоятельность учащихся и мотивируют необходимость развития их читательской культуры.

Компьютеры, как известно, используют сегодня практически во всех областях общественной жизни, поэтому умение работать с современными информационными технологиями рассматриваются в нашем государстве как обязательные и необходимые для каждой личности. Возможности использования этих технологий в учебном процессе являются неисчерпаемыми [11, c. 35]. Интернет дает возможность бесплатно как учителям, так и ученикам получить доступ к художественным текстам, газетам, журналам, научным статьям, словарям, учебникам, пособиям и другим материалам, которые ранее были доступны в печатном виде. Неоспоримым преимуществом Интернета является постоянный доступ к новейшей, "свежей" информации. Для этого целесообразно активно использовать ее на уроках литературы.

В последнее время актуален метод проектов. Эта педагогическая технология импонирует тем, что она ориентирована на получение учеником новых знаний путем самообразования и является примером сочетания урочной и внеурочной деятельности. Педагогическая литература подает несколько типов проектов, используемых в школьном обучении.

Наиболее распространенными являются два: творческий проект и информационные проекты, ориентированные на сбор информации, что имеют четкую структуру: цель, актуальность, методы получения и обработки информации, оформления результатов и их презентация [13].

Основной особенностью методики использования как отдельных мультимедийных средств, так и их сочетаний в определенной комплексной системе, состоит в том, чтобы обеспечить соответствие между специфическими особенностями изложения учебного материала и основными психолого-педагогическими закономерностями процесса обучения, особенностями и условиями усвоения учащимися знаний.

Считаем, что необходимо рациональное чередование на уроке средств обучения, определенное ограничение их объема и продолжительности демонстрации (не только из гигиенических ограничений). Подбирая средства обучения, нужно четко выяснить возможности их применения в определенной системе, определить их дидактические функции на уроках, а также необходимый и достаточный (оптимальный) объем учебной информации, ее соответствие содержания уроков, возможные формы сочетания со словом учителя.

Результативность сочетание средств обучения зависит от того, насколько оно соответствует структуре урока и содержания учебного материала, насколько учитель учел специфику класса (общий уровень развития учащихся, их подготовку по данной теме, умение работать с мультимедийной информацией и т.д.).

Стоит отметить, что часто уроки с использованием ИКТ называют также мультимедийными. Поэтому следует помнить, когда говорят мультимедийный урок, то имеется в виду урок с использованием ИКТ.

Подготовка мультимедийного урока требует тщательной подготовки, чем традиционный урок. Сценарий урока, его режиссура – важная составляющая такого занятия. Имея ряд преимуществ, уроки по использованию ИКТ также имеют и свои недостатки, о которых также следует говорить.

Для мультимедийного урока свойственны:

  • отмирание традиционной культуры чтения, обесценивание культа книги; уменьшение доли «живого» общения участников образовательного процесса;
  • свертывания социальных контактов, уменьшения практики социального взаимодействия, индивидуализм (рождается поколение, живущее в Интернет-пространстве: «В контакте», «Одноклассниках», чатах, форумах, Живых журналов, виртуальных играх, казино и др.);
  • расширение доступа к нежелательной информации;
  • опасность нарушения авторских прав, распространение плагиата;
  • появление разнотипной компьютерной зависимости;
  • угроза здоровью (усиление гиподинамии, потеря зрения и т.д.).

Проблема совершенствования урока литературы дискутируется столько же, сколько существует эта дисциплина. Урок литературы – это урок образного восприятия мира. Он заставляет работать воображение, фантазию, развивает умственные, познавательные, творческие способности, формирует личность квалифицированного читателя.

Таким образом, главной своей задачей видим формирование внимательного читателя с хорошо развитыми творческими, интеллектуальными, познавательными способностями, который в процессе работы над произведением, максимально приближаясь к авторскому замыслу, готов к критической, взвешенной оценке. Именно с этой целью предлагаются ученикам создания рекламных плакатов (постеров) и обложек к книгам. Для того чтобы создать рекламу книге или титульный лист к ней, нужно прочитать и даже перечитать художественное произведение, переосмыслить его.

На помощь современному учителю пришли такие компьютерные программы как MS Office, MS PowerPoint, MS Publisher, MoviMaker и другие. Именно программа MS Publisher позволяет создавать буклеты. Их можно использовать их на уроках литературы как замену реферата.

Все вышеупомянутые творческие задания рассчитаны на самостоятельную работу ученика дома. Это своеобразные проекты, но индивидуальны. Какими бы разными они ни были, к ним есть четкие требования, которые ученики должны придерживаться.

Таким образом, современную жизнь достаточно сложно представить без использования компьютерной техники. В условиях значительного роста количества новой информации традиционное учебно-методическое сопровождение не способно обеспечить выполнение таких образовательных задач, как обновление содержания образования, обеспечения личностно-ориентированного обучения, активизации процесса развития творческих способностей, умений и навыков учащихся, применение приобретенных знаний для решения нетрадиционных задач.

Современные компьютерные технологии позволяют учителю в процессе подготовки к уроку качественно улучшить процесс преподавания материала. Прежде всего, актуальным является вопрос реализации идеи "педагогики сотрудничества". Объединение усилий учеников и учителей позволяет лучше раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, заинтересовать ее, определить сущность исследуемой проблемы, достичь взаимопонимания.

Использование ИКТ значительно облегчает учителю наладить тесное сотрудничество с учеником, облегчает изложение нового материала, стимулирует к собственной поисковой деятельности. Большое разнообразие уроков с ИКТ путей и форм работы разнообразит педагогический процесс, делает урок литературы творческим процессом, дает возможность превратить изученный материал на гипертекст и создать, таким образом, в представлении ученика общую картину развития литературы в пространстве и времени.

С использованием ИКТ стало возможно проводить уроки проектных технологий, приближающий изучение литературы к жизни и оказывающий более практическое значение.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы целесообразно и оправдывает себя. Литература должна быть неотъемлемой частью современной жизни, а медиаобразование – неотъемлемой частью урока.

 

Литература:

  1. Андреева О.В. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках зарубежной литературы // Зарубежная литература в школе. 2018. № 6. С. 12-25.
  2. Байков В. Интернет: поиск информации, продвижение сайтов. СПб.: БХВ, 2016. 288 с.
  3. Беженар Г. Новые информационные технологии в учебном процессе современной школы / И. Беженар, А. Волынко // Директор школы. 2015. № 37. С. 13-15.
  4. Громовой В. Как учить детей, которые сидят спиной к учителю // Завуч. 2017. №25. С. 20-22.
  5. Дьячок С. Компьютерные технологии осовременивают урок литературы // Всемирная литература в средних учебных заведениях. 2016. № 11-12. С. 22.
  6. Жарковская Т. Интеграция медиаобразования с предметами гуманитарного цикла // Завуч. 2002. № 16 (130). С. 6-7.
  7. Жук Ю. Исследование влияния информационных и коммуникационных технологий на формирование личностных качеств учащихся общеобразовательных учебных заведений // Завуч. 2015. № 1. С. 18-21.
  8. Зязюн И. Образовательное пространство культуры в условиях современных информационных технологий // Начальная школа. 2016. № 5. С. 3-7.
  9. Исаева Е. Компьютер на уроке литературы как методическая проблема // Всемирная литература в средних учебных заведениях. 2017. № 5. С. 2-5.
  10. Обухова Н. Современные информационные технологии // Открытый урок. 2016. №2. С. 22-23.
  11. Орлов А.П. Масс-медийное образование: перспективы и внедрение // Постметодика. 2016. № 1 (53). С. 34-40.
  12. Пищик А. Информационно-компьютерные технологии и современный урок // Открытый урок. 2016. №3. С. 26-30.
  13. Шуляр В.И. Современный урок литературы: технологические модели: учебное пособие. Николаев, 2009. 136 с.