Чудеса воды: занятие-экспериментирование в средней группе

Негодаева Елена Валерьевна

Воспитатель, МДОАУ № 181, г. Оренбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Негодаева Е.В. Чудеса воды: занятие-экспериментирование в средней группе // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 510355


 

Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Обучающие задачи:

  • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
  • Закрепить представления детей о воде, его свойствах;
  • Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воды;
  • Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: лёд, 4 стакана, вода, подсолнечное масло, стеклянная палочка, фужер, краситель (гуашь), шприц, пипетка, шипучка – «Упсарин Упса», 4 ч. ложки, сода пищевая, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота (30 гр.), 1,5 л. бутылка газировки, виноград, тарелка, пластилин, свечка, спички.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение. 

 

Воспитатель: 

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, а, что утром было,

Я же вам сказать забыла –

Только в садик я зашла,

К нам капелька в гости пришла.

 

(показ видео –приветствие Капельки) Посмотрите, какая она весёлая.

Давайте послушаем ее историю: 

Капелька здоровается с детьми и зачитывает стих о воде: «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…

Воспитатель: Ребята, а кому нужна вода?

Дети: Людям, животным, растениям, насекомым, птицам.

Воспитатель: А если не будет воды?

Дети: То всё пожелтеет, высохнет и погибнет.

Воспитатель: Вода бывает в каком состоянии?

Дети: В жидком, твёрдом и газообразном.

Воспитатель: В газообразном это что?

Дети: Пар, туман. 

Воспитатель: В твёрдом?

Дети: Лёд, снег, иней, град

Воспитатель: И в жидком?

Дети: Вода.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь! 

Пришло время нам с вами немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас - «ТУЧКА»

Дети под видео танцуют танец «Тучка»

Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо можете двигаться.

А вы любите опыты?

А где проводят опыты?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Хотите там оказаться?

Дети: Да.

 

Руки вверх

Руки вниз

И на месте покружись

Раз - хлопок, 

Два – хлопок,

Снова сделай поворот

Прыг, скок – улыбнись

И в лаборанта превратись.

 

Воспитатель предлагает пройти и надеть халаты и колпаки.

Дети проходят в лабораторию и повторяют правила работы в лаборатории.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Интересно, что будет происходить, если в воду мы будем добавлять разные вещества? 

Опыт № 1 «Плавающая льдинка». (3/4 стакана воды, лёд, подсолнечное масло)

Берём кусочек льда и опускаем в воду. Как лёд не топи, он всё равно будет всплывать на поверхность. Но можно сделать так, что лёд не будет всплывать. Надо налить подсолнечное масло. Масло поднимется и лёд больше не вынырнет. Он будет между водой и маслом. 

Опыт № 2 «Прозрачность воды». 

(вода 0,5 стакана, масло подсолнечное 0,5 стакана, стеклянная палочка)

Через масло палочку не видно, а через воду видно.

Опыт № 3 «Лавовая лампа» (фужер, 3/4 бокала масла подсолнечного, вода, краситель (с шприца 3 мл.), пипетка.

Отдельно: (1ч.л. сода пищевая, 3/4 лимонная кислота) => перемешать и насыпать в фужер с маслом, водой и красителем. Можно заменить шипучей таблеткой «УПСАРИН УПСА».

Наливаем масло (3/4 фужера), немного воды - лить потихоньку. Несколько капель красителя. Кидаем шипучую таблетку. И наслаждаемся!

Опыт № 4 «Извержение вулкана» (4 стакана с 0,5 воды, 4 чайные ложки)

- 1 стакан (0,5 воды + 2 ч.л. соды пищевой)

- 2 стакан (0,5 воды + жидкость для мытья посуды)

- 3 стакан (0,5 воды + пищевой красный краситель)

- 4 стакан (0,5 воды + лимонная кислота (30 гр.)

По очерёдности дети заливают все 3 стакана. !!! 4-й стакан с лимонной кислотой воспитатель заливает сам, отведя детей на небольшое расстояние, т.к «лава» моментально начнёт изливаться. 

Опыт № 5 «Танцующие ягодки» (1,5 литровая бутылка газированной воды, виноград; стакан с обычной водой)

Открыть бутылку и бросать виноградные ягодки. Пузырьки газа будут поднимать виноград вверх.

Сравнить результат с обычной водой.

Опыт № 6 «Прятки» (тарелка, пластилин, свечка, спички, стакан, вода, краситель).

Ставим свечку на глубокую тарелочку и поджигаем, затем подливаем подкрашенную воду, закрываем свечку стаканом и ч/з некоторое время вода втягивается внутрь стакана.

 

Воспитатель: Ну что, ребята, интересны были опыты с водой. 

Вот видите, как вода может вести себя с разными веществами. 

Но человек может пить только пресную воду. 

А её на планете так мало.

Ой, капелька нам что-то хочет сказать.

(показ видео: Капелька даёт наказ детям и прощается с ними.) 

Воспитатель дарит кристально чистую воду от Капельки.