Путешествие по сказкам: конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе

Ралдугина Виктория Валерьевна

Воспитатель, МАОУ "СОШ п. Лыхма", Тюменская область, Белоярский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ралдугина В.В. Путешествие по сказкам: конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 507108


«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!»

(А.С. Пушкин)

 

Программное содержание:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы», «Речевое развитие»

  • Систематизировать знания детей о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ. Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
  • Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка).
  • Закрепить знания детей о композиции сказки: присказка, зачин, концовка.
  • Познакомить детей с творчеством детских писателей-сказочников.
  • Развивать умения детей пользоваться средствами интонационной выразительности: изменять темп и ритм речи.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Развивать математические способности детей, упражнять в умении увеличивать и уменьшать числа на единицу.
  • Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, рассуждать.
  • Формировать умение детей с помощью условной мерки определять объем жидкости.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

  • Воспитывать у детей интерес к музыке; развивать умение детей определять характер музыкального произведения, расширять словарный запас.

 

Предварительная работа:

  1. Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок  «Гуси лебеди», «У страха глаза велики», «Царевна-лягушка», «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Тараканище» К.И.Чуковского, «Сказка о рыбаке и  рыбке» А.С.Пушкина, «Золушка», «Красная шапочка» Ш. Перро.
  2. Выставка рисунков по сказкам.
  3. Заучивание детьми присказок и пословиц.
  4. Создание игровой среды.

 

Ход занятия

1. В: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но это путешествие необычное – сказочное. Мы с вами отправимся в гости к сказке. Вы готовы? Тогда в путь…

Сказочное времечко, 

Времечко желанное

Тихо начинается

Сказка долгожданная

Поведут тропиночки 

Через чащи темные

И моря глубокие

Царство тридесятое

Чудесами славится

Но со злыми чарами

Мы сумеем справиться

Пусть чинят препятствия

Силы зла старательно

Победит все доброе

В сказке обязательно.

 

Ребята, а вы сказки любите? А я сейчас узнаю, насколько хорошо вы их знаете. Слушайте внимательно загадки. Если отгадаете верно – на экране появится картинка-отгадка.

 

Загадки: 

Внучка по лесу с корзинкой идет.

Бабушка внучку в домике ждет.

Только не внучка стоит у дверей!

Охотники, где вы? На помощь, скорей!

(Красная шапочка)

 

Емеля по полю мчит на печи!

Кто же так ездить его научил?

Чье же ему помогает веленье

Исполнить любое Емели хотенье?

(По щучьему велению)

 

Стоило сделать глоток из копытца, 

И брата родного теряет сестрица.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

 

Он в сети морской поймал волшебство, 

Использовать с толком не смог он его.

Никто старику не сумел подсказать:

Другую старуху себе заказать!

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Невеста на кочке сидит на болоте.

Стреляйте из лука и счастье найдете! 

(Царевна-лягушка)

 

Подхватили птицы братца. Унесли в такую даль!

Что до братца не добраться, а сестрёнке брата жаль.

И нашла его сестрица на другом краю земли.

Печка, яблонька и речка им вернуться помогли!

(Гуси-лебеди)

 

Хрустальная туфелька ей подошла.

И девочка с принцем счастье нашла!

(Золушка)

 

Ребята, а кто мне может сказать, чем сказка отличается от рассказа? 

Перед сказкой всегда идет присказка. Это вроде еще и не сказка, а так подготовка к ней, разминка.

 

Послушайте присказки:

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.

 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди…

 

Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.

 

Скажите, какими обычно словами начинается сказка?

Д: Жили старик со старухой……

Жили - были дед да баба…

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка. 

Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…

Эти слова в сказке, то есть начало сказки называется зачином.

А потом в каждой сказке что-то происходит, развиваются какие-то события – это часть называется завязка.

Ребята, а какими словами обычно заканчивается сказка?

Д: Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.

Жили долго и счастливо до глубокой старости.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.

И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С. Пушкин).

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.

Стали они жить – поживать, да горя не знать.

Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.

И эта часть сказки называется – концовка.

 

Кто мне может объяснить, что означают эти слова: Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Ответы детей.

Давайте скажем и протопаем эти слова в медленном темпе, а теперь немного быстрее, а теперь еще быстрее. Молодцы!

 

К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки и малой фольклорной формы).

Колобок     

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Доверяй, но проверяй

Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.

Репка    

Без заботы и репу не вырастить.

Конец – делу венец.

Мала капля, а большое дело делает

Дружба дороже всего.

Гуси-лебеди   

Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

Долг платежом красен.

Крылатый, мохнатый и масляный.    

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не хочет.

Теремок. Эля

В тесноте, да не в обиде. 

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. 

Всему своё время. 

 

2. А сейчас послушаем с вами музыку. Звучит музыка 

Опишите характер музыки. 

Д: Беспокойная, зловещая, гнетущая, мрачная, неспокойная, отрывистая, угнетающая, страшная…

К каким сказочным героям может подойти это музыкальное произведение?

Ответы детей.

Правильно это произведение композитора Мусоргского «Избушка на курьих ножках».

 

3. Физминутка: Музыкальная игра «Хвост бабы Яги»

 

4. А кто придумывает, пишет, сочиняет сказки?

Ответы детей.

Правильно: есть сказки, придуманные народом, а есть сказки, которые написали для нас 

писатели.

 

А давайте вспомним некоторых из них:

Слайд № 10.  Александр Пушкин.

 

Слайд № 11. Какие сказки Пушкина вам знакомы? 

Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане и славном его сыне Гвидоне».

 

Слайд №12.  Корней Чуковский.

 

Слайд №13.  Назовите его сказки.

Ответы детей: «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр».

 

Слайд №14. Шарль Перро

 

Слайд №15.  Его сказки вам тоже знакомы: «Золушка», «Красная шапочка», «Ослиная шкура», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Пряничный домик», «Спящая красавица».

 

Слайд №16.  Братья Гримм

 

Слайд №17. Они написали: «Богач и бедняк», «Бедный работник с мельницы», «Белоснежка и семь гномов», «Беляночка и Розочка», «Бременские музыканты», «Великан и портной», «Волк и лиса», «Веретенце, челнок и иголка».

 

Слайд №18. А это современный русский писатель, который пишет детям сказки и в наше время Эдуард Успенский.

Слайд №19. Сейчас вы узнаете его сказки, на их основе созданы популярные мультфильмы для детей: «Крокодил Гена и Чебурашка», «Рыжий, рыжий конопатый», «Пластилиновая ворона», «Дядя Федор, пес и кот».

 

5. Ребята, а вы хотели бы побывать в Простоквашино? Отправляемся в путешествие на поезде. Ваша задача довести состав до места назначения. Для этого вам нужно сесть за столы и решить примеры.

Слайд № 20 – 23.

С задание вы справились успешно. Итак, мы на месте. Куда нас привез поезд? 

Слайд №24(в Простоквашино)

Вы узнали героев этой сказки? А теперь следующее задание: определите, кто лишний на картинке и объясните почему.

Слайд № 25 – 28.

Стук в дверь. 

В: Ой, ребята, а здесь какая-то посылка! От кого же она? Эта посылка пришла из деревни Простоквашино, от кота Матроскина. Его корова дает очень много молока, и он просит вас измерить, в каком кувшине молока больше. Что нам понадобиться для этого?

Д: Мерка. Вспомним правила измерений: 

  • Наливать полную мерку
  • Отсчитывать количество мерок

Измеряем, в каком кувшине сколько молока. В обоих кувшинах оказалось поровну.

Вывод: Хотя кувшины имеют разную форму, но молока в них оказалось равное количество.

Итог занятия: 

В: Вам понравилось путешествовать по сказкам? Кому, что понравилось больше? Чем еще мы сегодня занимались?

(Ответы детей)

В:  Кот Матроскин вам очень благодарен и прислал для вас небольшой сюрприз.

 

 

Литература:

  1. Дошкольная педагогика. 2009. Август.
  2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2008. С. 61.
  3. Новикова П.В. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М.: Мозаика–Синтез, 2006.
  4. Обросовой О. Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы // Дошкольное воспитание.
  5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №5.
  6. Юдинцева Л.Н. Интегрированное занятие на тему «Сказка, в гости заходи» в старшей группе. URL: http://festival.1september.ru/articles/601236/.