Путешествие на остров: конспект образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе

Карманова Марина Валентиновна
Нугманова Галия Мансуровна

Воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44, г. Иркутск
Воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44, г. Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Карманова М.В., Нугманова Г.М. Путешествие на остров: конспект образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 508576


ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к статье


 

Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире;
  • уточнить и закрепить представления о свойствах воды;
  • закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов;
  • продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы;
  • упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге;
  • учить выдвигать гипотезы.

Развивающие:

  • развивать интерес к экспериментированию с разным материалом;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире;
  • вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

Воспитательные:

  • воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности;
  • вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность;
  • активизация словаря детей за счет слов: материал, свойства, исследование, карточки схемы, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Предварительная работа: опытно-экспериментальная деятельность в мини- лаборатории группы.

Дидактические игры: «Магнитная азбука», «Рыболов»; «Где живет вода», «Из чего мы сделаны», «Кто и что?».

Материал и оборудование для опытов:

  • молоко;
  • вода питьевая;
  • краски, кисти;
  • соломинки для питья;
  • сок, лимон, сахар;
  • Слайд-шоу «Вода, о воде, про воду»;
  • Стаканчики;
  • Колба №1 с байкальской чистой водой;
  • Вода для исследования;
  • Опорные карточки.

Ход совместной деятельности:

 

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глаза тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И их к сердцу поднесём.

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Что у меня в руках вы, конечно же, знаете (глобус).

Что он изображает? (модель Земли)

Воспитатель:

Какие цвета окрашена планета Земля?

Что изображено коричневой краской? (горы).

Что изображено зеленой краской? (леса).

Что изображено белой краской? (снега, ледники).

Что изображено желтой  краской ( степи, пустыни).

Что изображено голубой  краской? (реки, моря, океаны, озера).

Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. 

Какого цвета больше на глобусе, карте? Почему?

Где еще встречается вода, кроме водоемов?

Как люди используют воду?

Воспитатель: 

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Всё время в непокое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

(М. Сергеев)

 

Воспитатель: А хотите побывать на нашем озере?

На чем можно попасть туда добраться? 

Какой транспорт быстрее всего может нам помочь в этом?

Я предлагаю подняться на вертолете, чтобы быстрее туда попасть, ведь нам нужно успеть вернуться в детский сад.  (фоновая заставка-шум вертолета)

Воспитатель

На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц)

Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро)

Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой)

Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, сиг карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок)

А что вы еще знаете о воде? 

Какая она?

Я помогу вам открыть все тайны воды, но вам придется поработать вместе со мной.

 

Перед работой нам необходимо размять наши руки: (пальчиковая гимнастика)

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут – 

Их обидел, кто-то значит.

трясем кистями

Наши пальцы пожалеем – 

Добротой своей согреем.

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке

Приступаем к работе, у вас на столах лежат карточки, на которых показана последовательность выполнения опыта.

1 опыт «Вода прозрачная?»

А как это проверить на опыте? (в оба стакана с жидкостями опустить ложечки, в стакане, где ложку видно – вода, где не видно – молоко) 

2 опыт «Какого цвета вода?» (нужно обмакнуть кисточку в краску и прополоскать кисточку в стакане с водой, вода окрасилась). Сделайте вывод: вода примет цвет того вещества, которое в ней растворили.

3 опыт: «Есть ли у воды вкус?»

Как вы думаете, есть ли у воды вкус? Возьмите соломинки и попробуйте сок в стакане. Какой он на вкус? (сладкий) А теперь попробуйте воду, какая она на вкус? (безвкусная) А чтобы вода стала кислой или сладкой, что нужно сделать? (добавить капельку лимона или кусочек сахара) Проведите опыт, сделайте вывод. (Если в воду добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретет вкус того, что в ней растворили)

4 опыт «Есть ли у воды запах?»

Ребята, понюхайте чистую воду в стакане, чем пахнет? (ничем) А если в воду добавить какое-нибудь вещество с запахом, что будет?  Проведите опыт, сделайте вывод. (Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом (лимон), то вода приобретёт запах того, что в нее добавили).

5 опыт «У воды нет формы»

Физминутка: перенеси воду.

Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (ответы детей) Я тоже не верила, но, оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили: вода слышит. Учёные говорили воде добрые, хорошие слова, включали красивую музыку, звуки леса, пение птиц, потом замораживали воду и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп (слайд с изображением красивых кристаллов воды).

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми.

Вот и получается, что наша вода способна слышать, значит, она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду?

Я вижу мы у цели, приготовиться к высадке на берег.

Шум ветра. Сундук.

Воспитатель: Ой, ребята, что это? (обращает внимание на сундук, который вынесло морем).

Как открыть сундук? Обратить внимание на емкость с водой.

Подумайте, как достать ключ из воды, не замочив руки.

Опыт с магнитом

В сундуке, какая-то записка. Разворачиваем?

Воспитатель:

Читаем записку: «Спасите», а еще здесь какие-то фотографии и бутылка с водой. А вода-то, какая грязная!  

Кажется, я поняла, что случилось. над Байкалом прошел сильный шторм и смешал воды Байкала с тем мусором, что был на берегу. Как вы думаете, сможем ли мы очистить воду от мусора? Как?

По-моему, вы справились с очень сложной, но очень нужной задачей. И я хочу вам раскрыть еще один секрет: вода не только слышит, но и когда ей хорошо она может петь.

«Поющие бокалы»

Рефлексия

Что вам понравилось на сегодняшней встрече? 

Что запомнили? 

Ритуал прощания:

(тихо) – Я, молодец! (положить правую руку на сердце)

(громче) – Ты, молодец! (положить кулачок на кулачок к центру круга)

(громко) – Мы, молодцы! (взявшись за руки, поднять руки вверх).

 

На этом наше путешествие в интересный мир природы, мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!