Развиваем звуковую культуру речи у дошкольников

Коньшина Наталья Римовна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 1 "Рябинка", г. Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Коньшина Н.Р. Развиваем звуковую культуру речи у дошкольников // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 472631


 

Звуковая культура речи – это умение правильно пользоваться всеми возможными языковыми средствами в процессе общения.

Развитие звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста включает:

  • правильность постановки слов в предложении;
  • формирование речевого слуха и дыхания;
  • правильность произношения слов, расстановки ударений в словах;
  • формирование поведения в процессе общения, а также использование жестов для выразительности речи.

Звуковая культура речи включает в себя такие понятия, как «дикция», «интонация», «высота голоса», «темп речи», «сила голоса», «звукопроизношение», «речевое дыхание» и другие.

Необходимо уделять особое внимание развитию культуры речи ребенка еще в дошкольном возрасте. 

Основными причинами речевых нарушений у детей являются: заболевания, травмы, полученные при рождении и после, особенности строения речевого аппарата, изменения в нервной системе, а также недостаточная работа с детьми по удалению дефектов речи.

Почему так важно уделить особое внимание формированию звуковых навыков у детей на пятый год жизни? Именно в 4 года в развитии ребенка происходят серьезные изменения. У дошкольника появляются ролевые взаимодействия. Также у ребенка увеличивается объем памяти. Именно в этот период ребенок запоминает большое количество новой информации, задавая взрослому вопросы «Почему..?», «Как..?», «Откуда..?», у детей наблюдается развитие образного мышления и воображения. Чтобы правильно и четко выразить свою мысль, ребенку необходимо владеть более широким словарным запасом, иметь необходимые навыки при общении.

Таким образом, в период среднего дошкольного возраста воспитателю необходимо провести серьезную работу с детьми для того, чтобы они увеличили свой словарный запас, правильно умели произносить слова, строить предложения. Правильная постановка речи позволит ребенку чувствовать себя уверенным, грамотно выражать свои мысли.

Формирование звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов.

Этап 1 – подготовительный. На данном этапе осуществляется работа по подготовке речевого аппарата к овладению различными звуками. В процессе воспроизведения звуков задействована деятельность органов артикуляции (губы, язык, щеки), поэтому необходимо тренировать эти органы с целью придания им определенного положения при произношении звуков.

На этом этапе используют НОД, применяются разнообразные упражнения в игровой форме. НОД способствует вовлечению дошкольников в игровой процесс. Взаимодействуя с воспитателем и друг с другом, дети многократно повторяют упражнения. Чтобы игровой процесс проходил эффективно, необходимо использовать различные игры на звукопроизношение. Например, «Кто как кричит?», «Как шумит ветер?» и другие. Произношение бессвязных слогов, лишенных смысла, типа «Те-то-та», «Ра-ро-ру», быстро утомляет, в результате чего дети теряют интерес к игре. Преимуществом проведения групповых игр является взаимодействие детей, благодаря чему они более старательно подходят к процессу игры, стремясь четко и грамотно выполнить упражнение.

Для развития речевого дыхания проводятся игры на сдувание, например, перьев или воздушного шарика, занятия на детских духовых инструментах. Следует отметить, что данные упражнения вызывают быструю усталость и утомляемость дошкольников, поэтому дыхательные упражнения должны проводиться не более 1,5 минут. Благодаря таким занятиям дети учатся правильно дышать: делать быстрый вдох и медленный равномерный выдох.

При формировании речевого внимания и слуха воспроизводятся различные звуки, которые дети должны угадать (кто произнес) или услышать (если громкость звуков была различной интенсивности).

Этап 2 – постановка звука. Становление звуковой речи заключается в связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. Осуществление данного этапа происходит при постановке звука в результате подражания. В этом случае обучение основано на повторении детьми речи воспитателя, четком произношении того или иного звука. В процессе произношения ребенок обращает внимание на выделенный звук и артикуляцию.

Обычно такие упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком. Если звук невозможно поставить по каким-либо причинам, воспитатель должен доступно для детей объяснить артикуляцию звука, в каком положении должны находиться язык и губы при его произношении. На этом этапе воспитателю необходимо уделить внимание становлению звуков у каждого ребенка. В случае нарушения звука воспитатель должен провести дополнительную работу с ребенком для устранения несовершенств. Важное условие на данном этапе – наличие на каждом занятии нового речевого материала, чтобы дети могли правильно выработать произношение звука благодаря различным примерам.

Этап 3 – закрепление и автоматизация звуков. 

Основные упражнения, которые предлагаются на данном этапе, основываются на переходе от изолированного произношения звука в звукосочетание. 

Важно несколько раз в день возвращаться к тренировке проблемного произношения с использованием нового и старого материалов.

Этап 4 – дифференциация смешиваемых звуков. Воспитатель сталкивается с проблемой замены ребенком в словах одного звука другим. Воспитатель должен четко разъяснить ребенку разницу между смешиваемыми звуками. На данном этапе используется различный игровой материал (обычно это картинки, разбитые на категории «Овощи», «Транспорт», «Одежда» и другие). В названиях картинок должны содержаться чередующиеся звуки (шуба – сапоги – шапка), а затем используют картинки с дифференцированными звуками (кожа – коза, сушка – шалаш).

Данные упражнения способствуют быстрому усваиванию смысловой разницы между словами. Благодаря занятиям дошкольники с легкостью заучивают стихи, не испытывают трудностей с произношением.

Следует отметить, что на всех этапах обучения звуковой культуре речи рекомендуется проводить игровые упражнения с использованием картинок, игрушек, различных движений, а также чтение и пересказывание стихов, сказок, потешек, прибауток.

Все этапы находятся в непосредственной связи друг с другом, поэтому, при исключении какого-либо этапа, желаемый результат в развитии речи не будет достигнут. Во-вторых, задания, предлагаемые воспитателем, должны быть интересны для детей, чтобы привлечь их внимание к процессу обучения. В-третьих, должна проводиться непосредственная работа с родителями. Родители в домашних условиях должны контролировать не только речь детей (исправлять звукопроизношение, поощрять стремление ребенка говорить слова правильно), но и свою речь.

Таким образом, для эффективности развития звуковой культуры речи дошкольников необходимо своевременно устранять несовершенства и дефекты произношения. При этом данный процесс требует воздействия не только со стороны воспитателей, но и со стороны родителей.

 

Литература:

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов детских учреждений. М.: Владос, 2013. 288 с.
  2. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста: методическое пособие. М.: Перспектива, 2009. 144 с.
  3. Галигузова Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2016. 284 с.